Preview

Versus

Расширенный поиск
Том 2, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

НАУКОМЕТРИЯ

6-23 910
Аннотация

Эта статья написана по большей части на основе книги: Gingras Y. Les dérives de l’évaluation de la recherche. Du bon usage de la bibliométrie. P.: Éditions Raisons d’agir, 2014; Жэнгра И. Ошибки в оценке науки, или Как правильно использовать библиометрию. М.: НЛО, 2018. Впервые опубликована в: Gingras Y. Dérives et effets pervers de l’évaluation quantitative de la recherche: sur les mauvais usages de la bibliométrie // Recherche en soins infirmiers. 2015. № 121. P. 72–78. Перевод с французского Анной Зайцевой. © 2015 Association de Recherche en Soins Infirmiers.

В центре внимания данной статьи — механизмы формирования библиометрических показателей (прежде всего, импакт-фактора журналов и h-индекса исследователей), используемых для количественной оценки творческой продуктивности и академической влиятельности ученых и периодических изданий, вовлеченных в производство научного знания. Все возрастающая роль этих показателей в академическом мире связана со все бо́ льшим доминированием менеджерского подхода к высшему образованию и науке, основанного на неолиберальной логике эффективности и оптимизации затрат. Критический анализ алгоритмов, осуществляющих подсчет этих показателей, демонстрирует целый ряд асимметрий и ложных логических допущений, оказывающих негативное влияние на динамику научных исследований, — особенно в сфере социальных и гуманитарных наук. Так, например, общеизвестное рейтинговое отставание журналов по социогуманитарным наукам от естественно-научных журналов является результатом специфики подсчета импакт-фактора (среднеарифметического показателя количества упоминаний статей того или иного журнала за двухлетний период), не учитывающего различий в темпоральности развития естественнонаучного и социогуманитарного знания. При рассмотрении h-индекса и механизма его калькуляции могут быть зафиксированы не менее фундаментальные аксиологические изъяны в самом характере изначально предполагаемой связи между количественным индикатором и реальным значением работ того или иного ученого для области его исследований. Более того, вшитая в саму природу библиометрических показателей возможность манипуляций, с одной стороны, уже породила значительное количество уловок и схем, позволяющих конкретным исследователям и институциям повышать свой рейтинг, а с другой — стала использоваться университетскими и академическими администрациями в качестве инструмента, формально легализующего зачастую дискриминационные решения в распределении ресурсов.

24-69 131
Аннотация

Перевод с английского Алексея Снигирова по изданию: Franssen T., Wouters P. Science and Its Significant Other: Representing the Humanities in Bibliometric Scholarship // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2019. Vol. 70. № 10. P. 1124–1137.
© 2019 Thomas Franssen, Paul Wouters. Статья распространяется на основе публичной лицензии Creative Commons (СС-BY-NC).

Когнитивные и социальные структуры, а также практики публикации в гуманитарных науках библиометрически измерялись в течение последних пятидесяти лет. В этой статье исследуются концептуальные рамки, методы и источники данных, используемые в библиометрии для изучения природы гуманитарных наук, их отличия от других научных областей и сходства с ними. Мы даем исторический обзор библиометрических исследований, которые были посвящены эмпирическому изучению гуманитарных наук с 1965 по 2018 год, и выделяем два периода, в которых конфигурации библиометрической системы заметно различаются. Первый период, с 1965 по 1980-е годы, характеризуется библиометрическими методами, встроенными в теоретическую социологическую основу, разработкой и использованием индекса Прайса и небольшими выборками журнальных публикаций, ссылки в которых используются в качестве источников данных. Второй период, с 1980-х годов по настоящее время, характеризуется тем, что базируется на новой интеллектуальной основе — научной политике и оценке исследований, — в которые встроены библиометрические методы. Здесь метаданные публикаций становятся тем первичным источником данных, с помощью которых анализируются публикационные профили гуманитарных научных сообществ. Наиболее значительным изменением между этими двумя периодами является изменение стоящего за работой ученых внутреннего концептуального основания, на котором выстраиваются библиометрические исследования. В течение первого периода библиометрические исследования базируются на теоретической основе, выводимой из социологии науки. Ситуация меняется в начале 1980-х годов, когда библиометрические методы все чаще используются в контексте научной политики и оценки исследований.

70-86 183
Аннотация

Дискуссия Московского философского кружка посвящена вопросам наукометрии в отечественных гуманитарных науках. В ней рассматриваются стратегии внеакадемической власти по поиску наиболее эффективных инструментов финансирования научных исследований и ответная реакция академических властей, ориентированная на сохранение статус-кво. Несмотря на декларируемый статус наукометрии как социологического инструмента адекватной оценки научной эффективности, представители отечественной гуманитарной академии полагают, что де-факто формальное следование наукометрическим показателям не только не соответствует идее отделения науки качественной от некачественной, но, наоборот, плодит исследования невысокого научного значения, которые выполняются исключительно для роста наукометрического потенциала. В дискуссии обсуждаются вопросы: несет ли наукометрия смерть научной традиции, в том числе национальной? Является ли практика наукометрии инструментом для уничтожения национального научного языка и стилей мышления? Как возможно сегодня, в эпоху научной глобализации, говорить о науке в терминах традиции, школы и т. п. и не скрывает ли такая практика гораздо более серьезные проблемы, — с которыми сталкивается гуманитарное знание, — нежели наукометрия?

87-103 291
Аннотация

Статья посвящена феномену макдональдизации современной российской вузовской науки. Макдональдизацией в современной социологии называют процесс переустройства социальных институтов по принципу ресторанов быстрого питания «Макдоналдс». Основополагающими при этом являются четыре составляющие: эффективность, просчитываемость, контроль, предсказуемость. По замыслу создателей они обеспечивают высокое качество и рыночную успешность предприятий. Таким образом, современные
вузы постепенно превращаются в корпорации, где эффективность ученого оценивается по количеству стандартных публикаций и индексу цитируемости. Это отвечает интересам менеджеров от образования, позволяя использовать средства и экономить финансовые вложения в соответствии с их представлениями об эффективности.
Макдональдизация науки и образования — мировая тенденция, которая пришла в Россию в 2000-е годы. В Российской Федерации она проводится посредством введения «эффективных контрактов». Они позволяют поставить оплату труда преподавателей вузов в зависимость от их публикационной активности. Отдается предпочтение публикациям в журналах, входящих в базы данных ВАК РФ, а также Web of Science и Scopus. Руководители учебных департаментов вузов убеждены, что индекс цитируемости — надежный критерий определения значимости ученого в научном сообществе. Российское государство при финансировании вузов отдает предпочтение тем, где индексы цитируемости преподавателей наиболее высокие.
Однако макдональдизация науки ведет к исчезновению науки как творчества и призвания. С помощью библиометрических методов невозможно оценить содержание научных трудов. Таким образом научная деятельность бюрократизируется и коммерциализируется. Наука превращается в государственную корпорацию, распределяющую выделяемые государством финансы по сугубо бюрократическим критериям.

104-144 92
Аннотация

Перевод с английского Юрия Каптуревского по изданию: Hallonsten O. Stop evaluating science: A historical-sociological argument // Social Science Information. 2021. Vol. 60. № 1. P. 7–26.

На протяжении всей новейшей истории наука была в высшей степени успешной силой социального и технического развития и, если сравнивать с прошлыми временами, — основной причиной богатства и благосостояния современных обществ; тем не менее нынешний статус науки в обществе характеризуется фундаментальным недоверием к ней. Согласно широко распространенному ныне дискурсу наука является недостаточно продуктивной и нуждается в более строгом руководстве, бюрократическом менеджменте и оценке результатов деятельности, когда в качестве ключевого инструмента повышения эффективности используются системы количественных показателей. По-видимому, это представление основывается на убеждении, в соответствии с которым единственной целью науки является обеспечение экономического роста или устойчивого развития в сочетании с ним. В данной статье предлагаются анализ и деконструкция такого рода убеждений, выполненные с помощью теоретического инструментария классической социологии науки и современных концепций экономизации, демократизации и коммодификации научного знания и науки как института, а также выявляется их связь с более широкими темами рыночного фундаментализма и повышенного внимания современного общества к системам количественных показателей. Историко-социологический анализ, содержащийся в статье, позволяет сделать вывод о том, что нынешнее повсеместное распространение оценки результатов научной деятельности является по большей части беспредметным и контрпродуктивным, а политика в сфере науки остро нуждается в переоценке, направленной на сохранение продуктивности усилий ученых и их вклада в социальные и технические инновации.

145-157 116
Аннотация

Перевод с английского Ирины Дягилевой по изданию: Van den Akker W. Yes We Should; Research Assessment in the Humanities // Research Assessment in the Humanities Research Assessment in the Humanities: Towards Criteria and Procedures / M. Ochsner et al. (eds). B.: Springer, 2016. P. 23–29.
© 2016 Wiljan van den Akker. Статья распространяется на основе публичной лицензии Creative Commons (CC BY 2.5).

В этой статье аргументируется тезис, согласно которому гуманитарные науки, как и любая другая область знаний, должны иметь или разработать систему, с помощью которой в ней могли бы оцениваться исследования. В мире, где все чаще требуется обоснование государственного финансирования, где государственные средства становятся все более дефицитными и все меньшие суммы распределяются среди все большего числа игроков, в мире, где концентрация и распределение средств, выделенных на проведение исследований, сопряжены с весьма острой конкуренцией, мы, как гуманитарии, не можем уклоняться от оценки исследований под предлогом того, что «мы отличаемся от остальных» или «нам это не нужно». Конечно, гуманитарные науки — это особая область академического знания, но то же самое можно сказать о любой другой дисциплине. И если мы согласны с тем, что большинству представителей нашей области знаний совершенно не подходит библиометрия, то встает вопрос: а что же тогда нам подходит? Анализ конкретных примеров и обращение к неформализуемому понятию «репутация»? Помимо этого, в статье содержится следующее предупреждение: нужно прекратить споры о проблеме языка. Английский язык — это современная латынь научного мира и его использование позволяет нам общаться друг с другом, где бы мы ни находились и кем бы мы ни были. Не предлагая конкретных решений, я утверждаю, что нам, гуманитариям, нужно взять вопрос разработки адекватных форм оценки исследований в свои руки.

ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН: РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ, ИСТОК ТРАУЕРШПИЛЯ

158-171 160
Аннотация

Перевод c немецкого Никиты Загвоздкина и Юлианы Каминской по изданию: © Benjamin W. Die Bedeutung der Sprache in Trauerspiel und Tragödie // Gesammelte Schriften / R. Tiedemann, H. Schweppenhäuser (Hg.). Fr.a.M.: Suhrkamp, 1977–1999. Bd. 2. T. 1. S. 137–140. Все ссылки даются по этому изданию.

Этот ранний, написанный в 1916 году текст Вальтера Беньямина обнаруживает ту комплексность рассуждений и уникальность стиля на пересечении философии и литературы, которые характерны для более поздних работ автора. Так, задаваясь вопросом о роли слова в трагедии и трауершпиле, Беньямин не ограничивается анализом этих жанров, но рисует метафизическую картину природы, стремящейся быть высказанной и вступающей потому в «чистилище языка». Именно перипетии этого движения образуют контекст для нового определения интересующих Беньямина феноменов: драматического искусства вообще, трагедии и трауершпиля в частности, чувства скорби и жалобы как его выражения, значения и истории. Видя в самом различии между словом и значением принцип трауершпиля как драмы скорби, Беньямин ставит вопрос о преодолении этой противоположности в искусстве. Решение этой задачи приводит автора к музыке как «спасительной мистерии» трауершпиля: в драматической игре, будучи услышанным в полноте своего звучания, слово может по-новому преисполниться смыслом, даруя природе избавление высказанности по ту сторону категории значения. Таким образом, если трагедия устанавливает закономерность и нерасторжимый порядок речи, то трауершпиль приводит ее в движение, освобождая скорбь природы и растворяя ее в музыке как «языке чистого чувства». Эссе не только отражает спектр проблем и мыслительных ходов в раннем творчестве философа (в особенности в контексте работы «О языке вообще и о языке человека», написанной в том же году), но и может рассматриваться как один из первых набросков книги Беньямина «Происхождение немецкой барочной драмы» (1925).

172-181 201
Аннотация

Статья представляет собой комментарий к работе Вальтера Беньямина «Значение языка в трауершпиле и трагедии» и призвана прояснить ключевую проблему этого текста, а также те мыслительные ходы, которые, согласно Беньямину, могут привести к ее решению. Предварительно очертив общий профиль публикуемого сочинения, автор обращается к беньяминовскому различению трагедии и трауершпиля и трактует его в свете философии языка, а конкретнее — той роли, которая в каждом из этих драматических жанров отводится слову. Для Беньямина, в трауершпиле слово не сводимо к своему значению, а выступает носителем метафизического «чувства», испытываемого самим творением, так что подобная драма предстает как стадия восхождения природы от своей непосредственной немоты к чистому божественному языку. В трауершпиле сущее стремится высказать себя и одновременно, наталкиваясь на значение как границу и в конечном счете невозможность подлинного выражения, преисполняется скорби. Этот процесс, однако, имеет для Беньямина диалектический смысл: там, где конфликт между словом и значением подрывает всякое отношение языковой референции, становится возможной свободная игра этих элементов. Ее главным итогом — тем, что, по мысли Беньямина, должно быть услышано зрителем, — является само звучание речи, ее музыка, в которой означающее и означаемое совпадают и которая поэтому выражает на сцене природу с чистотой, присущей языку божественных имен. В заключительной части статьи это превращение драматической речи в музыку контекстуализируется и соотносится с вопросом о выразительных возможностях языка, что позволяет увидеть непреходящую философско-эстетическую актуальность работы Беньямина.

182-208 211
Аннотация

Статья представляет возможные пути к филологическому освоению впервые переведенной и малоизвестной работы Вальтера Беньямина «Значение языка в трауершпиле и трагедии». Опираясь на ключевую проблематику фрагмента, связанную с выразительными возможностями языка, и сосредоточив внимание на особенностях необычной философской речи, удается рассмотреть текст как часть традиции поэтического говорения в духе Мишеля де Монтеня. Отголоски читательских впечатлений Беньямина, связующих произведения Шекспира и Гёте с наследием поэтов-экспрессионистов, свидетельствуют о своеобразном осмыслении философом словесной стороны собственных размышлений. Поразительно органичное слияние факторов «как сказано?» и «о чем сказано?» в тексте Беньямина продемонстрировано точечным анализом отдельных фраз, подкрепленным обращениями к современной теории поэзии. Балансируя на границах философии, литературы и филологии, Беньямин нацелен на создание оптимальных условий для языка, традиционно стремящегося к демонстрации максимума своих возможностей в художественной сфере. Такая ориентированность философа обусловливает принципиальную родственность его раннего фрагмента и актуальных сегодня элементов истории словесности — от размышлений Фридриха Шлегеля «О непонятности» и Генриха фон Клейста «О постепенном вызревании мысли в речи» до знаменитой формулы Иосифа Бродского «поэт — средство или инструмент языка» и наиболее широких представлений о литературной коммуникации, формирующих современное экспериментальное творчество. В результате наследие Беньямина оказывается хорошо работающей призмой, позволяющей рассматривать, как в искусстве ХХ и начавшегося ХХI веков многолико воплощаются болезненное ощущение недостаточности вербальных ресурсов и острая потребность в разнородных попытках поэтическими средствами изучить и расширить пределы выразительных возможностей речи.

ОБЗОР

209-224 1172
Аннотация

Оказавшись в новом городе на карантине, автор предпринимает ревизию близлежащей культурной мифологии и беглое картографирование контекстов, имеющихся в шаговой доступности. В случае марсельского района Старого Порта таким оказывается квартал, в котором было написано несколько эссе Вальтера Беньямина и, в частности, «Гашиш в Марселе», так сказать, по горячим следам после прогулки по этому же кварталу. В ходе упражнения в литературном краеведении принимается решение вести библиографические заметки из этого района, цикл которых получает название «Единица хранения». Первой «единицей хранения», в первом же репортаже из марсельской библиотеки Alcazar становится уже практически легендарный журнал Esprit. В частности, в недавнем выпуске за лето 2021 года, озаглавленном «Политики литературы», автор журнала Мишель Мюра анализирует собственную историю этого издания в ее отношении к литературным группам и процессам послевоенных десятилетий во Франции. В качестве одной из ставок «политик литературы» анализируется циркуляция понятия «белого письма» (écriture blanche), предложенного Роланом Бартом. Еще одна из анализируемых публикаций посвящена истории понятия ангажированного литератора, а также противостоявшим ему моделям институционального и риторического поведения в изложении Жизель Сапиро. Из предложенных понятий эстета, нотабля, авангардиста и полемиста автор обзора предпринимает попытку отобрать те, что могут оказаться релевантны для отечественного поля литературы аналогичного периода.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)