«Нарративы тревоги» и скрытые онтологии: протесты против вакцинации в «консервативном православии» и их культурный контекст
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-3-106-125
Аннотация
Протесты против прививок от коронавируса в 2020–2021 годах получили заметную поддержку в среде российских православных «консерваторов», или «фундаменталистов», считающих вакцинацию «чипированием», которое подчиняет человека враждебным силам, готовящим воцарение антихриста. В статье рассматриваются особенности конспирологической эсхатологии современных православных консерваторов, основанные на специфических формах онтологии, эстетики и социального воображения. В качестве эмпирического материала для анализа этих форм используется сборник игумена Романа Загребнева «Дела света и дела тьмы» (2016), а также ряд других источников. Особую роль в социальном воображении консервативных православных играет утрата человеком индивидуальной агентности, а также загрязнение, понимаемое одновременно и в моральном, и в физиологическом смысле. Обе темы обсуждаются и репрезентируются с помощью телесных образов и метафор. В статье предпринимается попытка увидеть смысл консервативного православия не только через призму политических идеалов, социальных кризисов и эсхатологической мифопоэтики, но и посредством связи апокалиптического воображения такого рода и мировоззренческого холизма как скрытой онтологии. «Холистический принцип» подразумевает взаимную обусловленность и постоянную связь физиологических, моральных и социальных категорий и явлений, оперируя представлениями о «расширенном теле», которое подвергается постоянным рискам загрязнения и потери автономии. В этом контексте страх перед вакцинацией, понимаемой в качестве формы физиологического осквернения и средства социального контроля, оказывается естественным продолжением более широкой мировоззренческой или онтологической программы, противостоящей редукционистским и дискретным представлениям о мире, характерным для западной культуры позднего модерна.
Ключевые слова
Об авторе
Александр ПанченкоРоссия
Список литературы
1. Агаджанян А. Сопротивление и покорность. Вызовы пандемии, позднемодерные эпистемы и русский православный этос // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 1(39). С. 12–38.
2. Ахметова М. В. Конец света в одной отдельно взятой стране. М.: ОГИ; РГГУ, 2010.
3. Бессонов И. А. Книга «Ах, мама-маменька…»: Традиционные и современные представления о конце света // Традиционная культура. 2011. № 4 (44). С. 140–148.
4. Вивейруш де Кастру Э. Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
5. Воробьева Т. Лишенного сана отца Сергия оштрафовали за распространение фейков // Российская газета. 07.07.2020. URL: http://rg.ru/2020/07/07/reg-urfo/lishennogo-sana-otca-sergiia-oshtrafovali-za-rasprostranenie-fejkov.html.
6. Вязовский И. «Как велика твоя любовь, о, Боже, к падшему созданью...» (О приходе в псковской глубинке и его настоятеле о. Романе) // Вера-Эском. Христианская газета Севера России. 2002. № 2 (409). URL: http://rusvera.mrezha.ru/409/main.htm.
7. Дубовка Д. Сила слова старца: механизм осуществления харизматической власти // Антропологический форум. 2017. № 33. С. 37–64.
8. Дьячкова Н. Альтернативные мнения о вакцинации в религиозном дискурсе // Quaestio Rossica. 2022. Т. 10. № 1. С. 53–69.
9. Зыгмонт А. И. Современная прихрамовая среда как сообщество в ситуации жертвенного кризиса // Религиоведческие исследования. 2016. № 1(13). С. 151–189.
10. Игумен Роман (Загребнев). Дела света и дела тьмы. [Б. м.: б. и.], 2016.
11. Игумен Роман (Загребнев). Древнерусское село Заянье. Псков, 2005. URL: http://plussa-region.narod.ru/library/kniga_zayanje/kniga_zajanje.htm.
12. Кнорре Б. К. «Опричный мистицизм» в религиозных практиках «царебожничества» // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Новое издательство, 2006. С. 384–397.
13. Кнорре Б., Засядько А. Православный антиэкуменизм 2.0: мобилизационная модель, секьюритизация и реваншизм // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 39(2). С. 277–317.
14. Кормина Ж. В. Дрожжи-убийцы: гастрономическая конспирология и культура недоверия в современной России // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 142–175.
15. Лученко К. Цифровизация богослужебных практик в период пандемии коронавируса в контексте медиатизации православия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 1(39). С. 39–57.
16. Макаркин А. В. Русская православная церковь и пандемия COVID-19 // Неприкосновенный запас. 2021. № 4 (138). С. 157–168.
17. Панченко А. А. «План Даллеса»: советская литература, теории заговора и моральные паники в России рубежа XX и XXI веков // Русская литература. 2018. № 2. С. 118–136.
18. Радченко Д. Instagram-соборность: конструирование социальности во время ковида // Неприкосновенный запас. 2021. № 6 (140). С. 135–157.
19. Тарабукина А. В. Фольклор и духовная культура «церковных людей»: Опыт исследования современного фольклора. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб.: ИРЛИ РАН, 2000.
20. Clay J. E. Folklore and Conspiracy Theories of a COVID Dissenter: The Life and Sermons of Father Sergii (Romanov) // Folklorica. 2020. Vol. XXIV. P. 135– 162.
21. Mitrofanova A. V. The Impact of Covid-19 on Orthodox Groups and Believers in Russia // Religious Fundamentalism in the Age of Pandemic / N. Käsehage (ed.). Bielefeld: Transcript Verlag, 2021. P. 47–80.
22. Panchenko A. The Beast Computer in Brussels: Religion, Conspiracy Theories, and Contemporary Legends in Post-Soviet Culture // Folklore. Vol. 69. Tartu, 2017. P. 69–90.
Рецензия
Для цитирования:
Панченко А. «Нарративы тревоги» и скрытые онтологии: протесты против вакцинации в «консервативном православии» и их культурный контекст. Versus. 2022;2(3):106-125. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-3-106-125
For citation:
Panchenko A. “Narratives of Anxiety” and Hidden Ontologies: Anti-vaccination Protest in “Conservative Orthodoxy” and Its Cultural Context. Versus. 2022;2(3):106-125. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-3-106-125