Preview

Versus

Расширенный поиск

Бульварный ангел истории: к «Труду о пассажах» Вальтера Беньямина

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-3-154-171

Полный текст:

Аннотация

В 1927–1940 годы Вальтер Беньямин собирал и систематизировал материал о парижских торговых пассажах — их истории, экономических и политических, архитектурных и социально-коммуникативных особенностях. «Труд о пассажах» завершен не был, при жизни философа увидели свет лишь синопсис проекта («Париж — столица XIX столетия») и отдельные фрагменты в составе различных эссе. Существенную часть рукописи, состоящей из 36 озаглавленных латиницей и структурированных по темам папок (мода, праздность, фланер, интерьер, прогресс и т. д.), так и не сведенных в книгу, составляют цитаты на немецком и французском языках из сочинений и документов XIX–ХХ веков. Это выдержки из историографических трактатов, либретто, мемуаров, рекламные проспекты и вывески. Авторские размышления служат в «Пассажах» обрамляющим концептуальным контекстом, связующим звеном между документами, реже — основным содержанием раздела. Беньямин расценивал свой проект как нелинейно устроенный текст (наподобие системы «панелей» Аби Варбурга в «Атласе Мнемозины»), в котором каждый образ участвует в ретроспективном раскрытии, а в свете критики «капитализма как религии» — и в разоблачении системных связей, способствуя «пробуждению» современности «от сна истории». Беньямин придерживался конструктивных принципов показа, наплыва и монтажа, стремясь через них, а не через объяснительные процедуры выразить связи вещей и явлений, двигаясь в направлении от абстрагирующего анализа к миметической реконструкции. В статье рассматривается история проекта о пассажах, выявляются его методологические и эстетические принципы, связь со становлением культурно-философской концепции Беньямина. Статья предваряет публикацию перевода «Пассажей». Конволютом A открывается совместный проект журнала Versus и издательства «Ад Маргинем Пресс», цель которого — публикация полного комментированного текста Беньямина.

Об авторе

Вера Котелевская
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет (ЮФУ)
Россия

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Айленд Х., Дженнингс М. Вальтер Беньямин: критическая жизнь / Пер. с англ. Н. Эдельмана; под науч. ред. В. Анашвили, И. Чубарова. М.: Дело, 2018.

2. Беньямин В. Бодлер // Он же. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.

3. Беньямин В. Детективный роман в дорогу // Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 429–432.

4. Беньямин В. Капитализм как религия // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения / Пер. с нем., сост. и послесл. И. Чубарова, И. Болдырева. М.: РГГУ, 2012. С. 100–108.

5. Беньямин В. О коллекционерах и коллекционировании. М.: V–A–C Press, 2018.

6. Беньямин В. Озарения / Пер. Н. Берновской и др. М.: Мартис, 2000.

7. Беньямин В. Сюрреализм // Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004.

8. Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 47–234.

9. Павлов Е. Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. М.: НЛО, 2014.

10. Травников С. Аура истории и диалектическое воображение в «Пассажах» Вальтера Беньямина // Логос. Философско-литературный журнал. 2018. Т. 28. № 1. С. 217–232.

11. Фокин С. «Московский дневник»: о методе рассуждения, любви, безумии, революции // Логос. Философско-литературный журнал. 2018. Т. 28. № 1. С. 1–36.

12. Bäcker I. Berlin-Bilder von Franz Hessel und Walter Benjamin. “Flanieren” im Raum und in der Zeit // Deutsch-russische Germanistik: Ergebnisse, Perspektiven und Desiderate der Zusammenarbeit. Bd. 1. M.: Stimmen der Slavischen Kultur, 2008. S. 102–121.

13. Benjamin W. Erste Notizen // Gesammelte Schriften. Bd. V–2. S. 993.

14. Benjamin W. Gesammelte Schriften / von R. Tiedemann (Hrsg.). Bd. V–1. Fr.a.M.: Suhrkamp, 1991.

15. Benjamin W. Gesammelte Schriften / von R. Tiedemann (Hrsg.). Bd. V–2. Fr.a.M.: Suhrkamp, 1991.

16. Benjamin W. Zeugnisse zur Entstehungsgeschichte // Benjamin W. Gesammelte Schriften / von R. Tiedemann (Hrsg.). Bd. V–2. Fr.a.M.: Suhrkamp, 1991. S. 1080–1205.

17. Fuest L. Poetik des Nicht(s)tuns. Verweigerungsstrategien in der Literatur seit 1800. München: Wilhelm Fink, 2008.

18. Haug S. Benjamins Bilder Grafik, Malerei und Fotografie in der Passagenarbeit. Paderborn: Wilhelm Fink, 2014.

19. Hessel F. Heimliches Berlin. B.: Verlag Ernst Rowohlt, 1927.

20. Hessel F. Spazieren in Berlin. B.: Buchverlag Der Morgen, 1929.

21. Hessel F. Von der schwierigen Kunst spazieren zu gehen // Literarische Welt. 1932. № 8(22).

22. Pethes N. Mnemographie: Poetiken der Erinnerung und Destruktion nach Benjamin. Tübingen: Walter de Gruyter, 2015.

23. Tiedemann R. Editorisches Bericht // Benjamin W. Gesammelte Schriften / von R. Tiedemann (Hrsg.). Bd. V–1. Fr.a.M.: Suhrkamp, 1991.


Рецензия

Для цитирования:


Котелевская В. Бульварный ангел истории: к «Труду о пассажах» Вальтера Беньямина. Versus. 2022;2(3):154-171. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-3-154-171

For citation:


Kotelevskaya V. The Boulevard Angel of History: Towards Walter Benjamin’s Arcades Project. Versus. 2022;2(3):154-171. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-3-154-171

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)