От философии к литературе
Аннотация
Статья представляет собой комментарий к работе Вальтера Беньямина «Значение языка в трауершпиле и трагедии» и призвана прояснить ключевую проблему этого текста, а также те мыслительные ходы, которые, согласно Беньямину, могут привести к ее решению. Предварительно очертив общий профиль публикуемого сочинения, автор обращается к беньяминовскому различению трагедии и трауершпиля и трактует его в свете философии языка, а конкретнее — той роли, которая в каждом из этих драматических жанров отводится слову. Для Беньямина, в трауершпиле слово не сводимо к своему значению, а выступает носителем метафизического «чувства», испытываемого самим творением, так что подобная драма предстает как стадия восхождения природы от своей непосредственной немоты к чистому божественному языку. В трауершпиле сущее стремится высказать себя и одновременно, наталкиваясь на значение как границу и в конечном счете невозможность подлинного выражения, преисполняется скорби. Этот процесс, однако, имеет для Беньямина диалектический смысл: там, где конфликт между словом и значением подрывает всякое отношение языковой референции, становится возможной свободная игра этих элементов. Ее главным итогом — тем, что, по мысли Беньямина, должно быть услышано зрителем, — является само звучание речи, ее музыка, в которой означающее и означаемое совпадают и которая поэтому выражает на сцене природу с чистотой, присущей языку божественных имен. В заключительной части статьи это превращение драматической речи в музыку контекстуализируется и соотносится с вопросом о выразительных возможностях языка, что позволяет увидеть непреходящую философско-эстетическую актуальность работы Беньямина.
Список литературы
1. Беньямин В. О языке вообще и о языке человека // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 7–26.
2. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. М.: Аграф, 2002.
3. Беньямин В. Улица с односторонним движением. М.: Ad Marginem, 2012.
4. Долгопольский С. Извлечение языка: Язык и аллегория у Беньямина и де Мана // Логос. № 29. 2001. С. 152–165.
5. Tagliacozzo T. Walter Benjamin und die Musik // Jewish Studies Quarterly. 2006. Vol. № 13. № 3. S. 278–292.
Рецензия
Для цитирования:
Загвоздкин Н. От философии к литературе. Versus. 2022;2(2):172-181.
For citation:
Zagvozdkin N. From Philosophy to Literature. Versus. 2022;2(2):172-181. (In Russ.)