Preview

Versus

Расширенный поиск

Перестать оценивать науку: историкосоциологическое обоснование

Аннотация

Перевод с английского Юрия Каптуревского по изданию: Hallonsten O. Stop evaluating science: A historical-sociological argument // Social Science Information. 2021. Vol. 60. № 1. P. 7–26.

На протяжении всей новейшей истории наука была в высшей степени успешной силой социального и технического развития и, если сравнивать с прошлыми временами, — основной причиной богатства и благосостояния современных обществ; тем не менее нынешний статус науки в обществе характеризуется фундаментальным недоверием к ней. Согласно широко распространенному ныне дискурсу наука является недостаточно продуктивной и нуждается в более строгом руководстве, бюрократическом менеджменте и оценке результатов деятельности, когда в качестве ключевого инструмента повышения эффективности используются системы количественных показателей. По-видимому, это представление основывается на убеждении, в соответствии с которым единственной целью науки является обеспечение экономического роста или устойчивого развития в сочетании с ним. В данной статье предлагаются анализ и деконструкция такого рода убеждений, выполненные с помощью теоретического инструментария классической социологии науки и современных концепций экономизации, демократизации и коммодификации научного знания и науки как института, а также выявляется их связь с более широкими темами рыночного фундаментализма и повышенного внимания современного общества к системам количественных показателей. Историко-социологический анализ, содержащийся в статье, позволяет сделать вывод о том, что нынешнее повсеместное распространение оценки результатов научной деятельности является по большей части беспредметным и контрпродуктивным, а политика в сфере науки остро нуждается в переоценке, направленной на сохранение продуктивности усилий ученых и их вклада в социальные и технические инновации.

Об авторе

Улоф Халлонстен
Лундский университет (LU)
Швеция

Лунд



Список литературы

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

2. Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: ИД ВШЭ, 2012.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990.

4. Вебер М. Промежуточное рассмотрение: теория уровней и направлений религиозного неприятия мира // Он же. Хозяйственная этика мировых религий: опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. СПб.: Владимир Даль, 2017. С. 399–445.

5. Друкер Ф. Эпоха разрыва. Ориентиры для нашего меняющегося общества. М.: Вильямс, 2007.

6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.

7. Коллини С. Зачем нужны университеты? М.: ИД ВШЭ, 2016.

8. Мертон Р. К. Наука и социальный порядок // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Вып. 2. С. 151–168.

9. Мертон Р. К. Непреднамеренные последствия преднамеренного социального действия // Социологический журнал. 2009. № 2. С. 5–17.

10. Поппер К. Логика научного исследования. М.: Астрель, 2010.

11. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: ИД ВШЭ, 2021.

12. Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Национальный общественно-научный фонд, 2003.

13. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.

14. Agar J. Science in the Twentieth Century and Beyond. Cambridge: Polity Press, 2012.

15. Andreasen L. E. Europe’s Next Step: Organisational Innovation, Competition and Employment. Abingdon: Routledge, 1995.

16. Baldwin M. Scientific Autonomy, Public Accountability, and the Rise of “Peer Review” in the Cold War United States // Isis. 2018. Vol. 109. № 3. P. 538–558.

17. Berman E. P. Creating the Market University. How Academic Science Became an Economic Engine. Princeton: Princeton University Press, 2012.

18. Berman E. P. Not Just Neoliberalism: Economization in Us Science and Technology Policy // Science, Technology & Human Values. 2014. Vol. 39. № 3. P. 397–431.

19. Bernal J. D. The Social Function of Science. Cambridge: MIT Press, 1967.

20. Blasi B., Romagnosi S., Bonaccorsi A. Do SSH Researchers Have a Third Mission (And Should They Have)? // The Evaluation of Research in Social Sciences and Humanities / A. Bonaccorsi (ed.). N.Y.: Springer, 2018. P. 361–392.

21. Bonaccorsi A. Towards an Epistemic Approach to Evaluation in SSH // The Evaluation of Research in Social Sciences and Humanities / A. Bonaccorsi (ed.). N.Y.: Springer, 2018. P. 20–21.

22. Bourdieu P. Acts of Resistance: Against the Tyranny of the Market. N.Y.: The New Press, 1998.

23. Butler L. Assessing University Research: A Plea for a Balanced Approach // Science and Public Policy. 2007. Vol. 34. № 8. P. 565–574.

24. Cairney P. The Politics of Evidence-Based Policy Making. L.: Palgrave Macmillan, 2016.

25. Campbell R., Meadows A. Scholarly Journal Publishing: Where Do We Go From Here? // Learned Publishing. 2011. Vol. 24. № 3. P. 171–181.

26. Cohen I. B. Revolution in Science. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 1985.

27. Cole J. R. The Great American University: Its Rise to Preeminence, Its Indispensable National Role, Why It Must Be Protected. N.Y.: Public Affairs, 2009.

28. Cole J. R. Academic Freedom Under Fire // Who’s Afraid of Academic Freedom? / A. Bilgrami, J. R. Cole (eds). N.Y.: Columbia University Press, 2015. P. 27–39.

29. Cole J. R., Cole S. Social Stratification in Science. Chicago: The University of Chicago Press, 1973.

30. Cozzens S. E. The Discovery of Growth: Statistical Glimpses of Twentieth-Century Science // Companion to Science in the Twentieth Century / J. Krige, D. Pestre (eds). Abingdon: Routledge, 2003. P. 127–141.

31. Critical Studies of Innovation: Alternative Approaches to the Pro-Innovation Bias / B. Godin, D. Vinck (eds). Cheltenham: Edward Elgar, 2017.

32. Dosi G., Llerana P., Labini M. S. The Relationships Between Science, Technologies and Their Industrial Exploitation: An Illustration Through the Myths and Realities of the So-Called “European Paradox” // Research Policy. 2006. Vol. 35. № 10. P. 1450–1464.

33. Edquist C., McKelvey M. High R&D Intensity Without High Tech Products: A Swedish Paradox // Institutions and Economic Change: New Perspectives on Markets, Firms and Technology / K. Nielsen, B. Johnson (eds). Cheltenham: Edward Elgar, 1998.

34. Ejermo O., Kander A. The Swedish Paradox Revisited // Entrepreneurship and Innovation in Functional Regions / C. Karlsson et al. (eds). Cheltenham: Edward Elgar, 2009.

35. Elzinga A. Features of the Current Science Policy Regime: Viewed in Historical Perspective the Swedish Paradox Revisited // Science and Public Policy. 2012. Vol. 39. № 4. P. 416–428.

36. Engines of Innovation: US Industrial Research at the End of an Era / R. S. Rosenbloom, W. J. Spencer (eds). Cambridge: Harvard Business School Press, 1996.

37. Espeland W. N., Sauder M. Rankings and Reactivity: How Public Measures Recreate Social Worlds // American Journal of Sociology. 2007. Vol. 13. № 1. P. 1–40.

38. Geiger R. L., Sá C. Tapping the Riches of Science: Universities and the Promise of Economic Growth. Cambridge: Harvard University Press, 2008.

39. Gertner J. The Idea Factory. Bell Labs and the Great Age of American Innovation. N.Y.: Penguin, 2012.

40. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.

41. Ginsberg B. The Fall of the Faculty. Oxford: Oxford University Press, 2011.

42. Giroux H. A. The University in Chains: Confronting the Military-Industrial-Academic Complex. Boulder: Paradigm Publishers, 2007.

43. Godin B. The Linear Model of Innovation. The Historical Construction of an Analytical Framework // Science, Technology, & Human Values. 2006. Vol. 31. № 6. P. 639–667.

44. Expertisation and Democracy in Europe / M. Góra et al. (eds). Abingdon: Routledge, 2018.

45. Granberg A., Jacobsson S. Myths or reality: A scrutiny of dominant beliefs in the Swedish science policy debate // Science and Public Policy. 2006. Vol. 33. № 5. P. 321–340.

46. Greenberg D. S. Science for Sale: The Perils, Rewards and Delusions of Campus Capitalism. Chicago: The University of Chicago Press, 2007.

47. Gribbe J., Hallonsten O. The Emergence and Growth of Materials Science in Swedish Universities // Historical Studies in the Natural Sciences. 2017. Vol. 47. № 4. P. 459–493.

48. Guston D. Between Politics and Science: Assuring the Integrity and Productivity of Research. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

49. Hagstrom W. The Scientific Community. N.Y.: Basic Books, 1965.

50. Hallonsten O. Big Science Transformed. Science, Politics and Organization in Europe and the United States. L.: Palgrave Macmillan, 2016.

51. Hallonsten O. On the Essential Role of Organized Skepticism in Science’s “Internal and Lawful Autonomy” (Eigengesetzlichkeit) // Journal of Classical Sociology. March 2021. doi:10.1177/1468795X211000247.

52. Hallonsten O. et al. The Role of Research Infrastructures in Innovation Systems: The Case of Swedish Participation in the Halden Reactor Project (HRP) // Big Science and Research Infrastructures in Europe / K. Cramer, O. Hallonsten (eds). Cheltenham: Edward Elgar, 2020. P. 177–197.

53. Han B. C. The Burnout Society. Palo Alto: Stanford University Press, 2015.

54. Hazelkorn E. Rankings and the Reshaping of Higher Education. The Battle for World-Class Excellence. L.: Palgrave Macmillan, 2011.

55. Hicks D. Performance-Based University Research Funding Systems // Research Policy. 2012. Vol. 41. № 2. P. 251–261.

56. History of the University in Europe. Vol. 2: Universities in Early Modern Europe (1500–1800) / H. De Ridder-Symoens (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

57. Hood C. The “New Public Management” in the 1980s: Variations on a Theme // Accounting, Organizations and Society. 1995. Vol. 20. № 3. P. 93–109.

58. Hull D. L. Science as a Process. Chicago: The University of Chicago Press, 1989.

59. Irvine J., Martin B. R. Foresight in Science. Picking the Winners. L.: Pinter Publishers, 1984.

60. Jacobsson S., Rickne A. How large is the Swedish “academic” sector really? A critical analysis of the use of science and technology indicators // Research Policy. 2004. Vol. 33. № 9. P. 1355–1372.

61. Kevles D. J. The Physicists: The History of a Scientific Community in Modern America. Cambridge: Harvard University Press, 1995.

62. Knowledge Society vs Knowledge Economy: Knowledge, Power, and Politics / S. Sörlin, H. Vessuri (eds). L.: Palgrave Macmillan, 2007. P. 1–2.

63. Luhmann N. Soziale Systeme. Grundriß einer allgemeinen Theorie. B.: Suhrkamp, 1984.

64. Macdonald S. Emperor’s New Clothes: The Reinvention of Peer Review as Myth // Journal of Management Inquiry. 2015. Vol. 24. № 3. P. 264–279.

65. Martin B. R. The Research Excellence Framework and the “Impact Agenda”: Are We Creating a Frankenstein Monster? // Research Evaluation. 2011. Vol. 20. № 3. P. 247–254.

66. Mazzucato M. The Entrepreneurial State: Debunking Public vs Private Sector Myths. N.Y.: Public Affairs, 2015.

67. Medawar P. Pluto’s Republic. Oxford: Oxford University Press, 1982.

68. Merton R. K. Science, Technology and Society in Seventeenth Century England. Atlantic Highlands: Humanities Press, 1970.

69. Merton R. K. The Normative Structure of Science // The Sociology of Science. Theoretical and Empirical Investigations / N. W. Storer (ed.). Chicago: The University of Chicago Press, 1973. P. 270.

70. Merton R. K. Priorities in Scientific Discovery // The Sociology of Science. Theoretical and Empirical Investigations. / N. W. Storer (ed.). Chicago: The University of Chicago Press, 1973. P. 286–324.

71. Mirowski P. Science-Mart. Privatizing American Science. Cambridge: Harvard University Press, 2011.

72. Mody C. Instrumental Community: Probe Microscopy and the Path to Nanotechnology. Cambridge: MIT Press, 2011.

73. Mody C. The Long Arm of Moore’s Law. Cambridge: MIT Press, 2016.

74. Muller J. Z. The Tyranny of Metrics. Princeton: Princeton University Press, 2018.

75. Münch R. Understanding Modernity. Towards a New Perspective Going Beyond Durkheim and Weber. Abingdon: Routledge, 2011.

76. Münch R. Academic Capitalism. Universities in the Global Struggle for Excellence. Abingdon: Routledge, 2014.

77. Nelson R. R., Winter S. G. An Evolutionary Theory of Economic Change. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 1982.

78. Östling J. Humboldt and the Modern German University. An Intellectual History. Lund: Lund University Press, 2018.

79. Pacchioni G. The Overproduction of Truth. Oxford: Oxford University Press, 2018.

80. Parsons T. The Social System. L.: Tavistock, 1952.

81. Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Upper Saddle River: Prentice Hall, 1966.

82. Parsons T., Platt G. M. The American University. Cambridge: Harvard University Press, 1973.

83. Pestre D. Science, Political Power and the State // Companion to Science in the Twentieth Century / J. Krige, D. Pestre (eds). Abingdon: Routledge, 2003. P. 61–76.

84. Pithan D. The Discursive Legitimation of New Ideas. Emergence and Diffusion of the Industrial Research Laboratory in the United States, 1870–1930. PhD Thesis. Wuppertal University, Germany, 2019.

85. Polanyi M. The Tacit Dimension. Chicago: The University of Chicago Press, 2009.

86. Power M. The Audit Society. Rituals of Verification. Oxford: Oxford University Press, 1997.

87. Puritanism and the Rise of Modern Science / I. B. Cohen (ed.). New Brunswick: Rutgers University Press, 1990.

88. Radder H. The Commodification of Academic Research. Science and the Modern Universities. Cambridge: Harvard University Press, 2010.

89. Radder H. From Commodification to the Common Good Reconstructing Science, Technology, and Society. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2019.

90. Ravetz J. Scientific Knowledge and its Social Problems. Piscataway: Transaction Publishers, 1971.

91. Transformations in Research, Higher Education and the Academic Market. The Breakdown of Scientific Thought / S. Rider et al. (eds). N.Y.: Springer, 2012.

92. The Social Survey in Historical Perspective / M. Bulmer et al. (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

93. Ridley M. How Innovation Works. And Why it Flourishes in Freedom. N.Y.: Harper, 2020.

94. Roberts T., Shambrook J. Academic Excellence: A Commentary and Reflections on the Inherent Value of Peer Review // Journal of Research Administration. 2012. Vol. 43. № 1. P. 33–38.

95. Schluchter W. The Rise of Western Rationalism. Max Weber’s Developmental History. Berkeley: University of California Press, 1992.

96. Somers M., Block F. From Poverty to Perversity: Ideas, Markets and Institutions Over 200 Years of Welfare Debate // American Sociological Review. 2005. Vol. 70. № 2. P. 260–287.

97. Spaapen J., Sivertsen G. Assessing Societal Impact of SSH in an Engaging World: Focus On Productive Interaction, Creative Pathways and Enhanced Visibility of SSH Research // Research Evaluation. 2020. Vol. 29. № 1. P. 2.

98. Stehr N. Knowledge Societies. L.: SAGE, 1994.

99. The University Research System: The Public Policies of the Home of Scientists / B. Wittrock, A. Elzinga (eds). Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1983.

100. Tourish D. Management Studies in Crisis. Fraud, Deception and Meaningless Research. Cambridge: Cambridge University Press, 2019.

101. Välimaa J., Hoffman D. Knowledge Society Discourse and Higher Education // Higher Education. 2008. № 56. P. 265–285.

102. Watermeyer R. Competitive Accountability in Academic Life. The Struggle for Social Impact and Public Legitimacy. Cheltenham: Edward Elgar, 2019.

103. Weber M. Religious Rejections of the World and Their Directions // From Max Weber / H. H. Gerth, C. W. Mills (eds). Abingdon: Routledge, 2009. P. 328.

104. Weingart P. Impact of Bibliometrics upon the Science System: Inadvertent Consequences? // Scientometrics. 2005. Vol. 62. № 1. P. 117–131.

105. Westwick P. J. The National Labs: Science in an American System 1947–1974. Cambridge: Harvard University Press, 2003.

106. Whitley R. Changing Governance of the Public Sciences // The Changing Governance of the Sciences / R. Whitley, J. Gläser (eds). N.Y.: Springer, 2007. P. 9–10.

107. Whitley R. The Intellectual and Social Organization of the Sciences. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 2000.

108. Zuckerman H. The other Merton thesis // Science in Context. 1989. Vol. 3. № 1. P. 239–267.


Рецензия

Для цитирования:


Халлонстен У. Перестать оценивать науку: историкосоциологическое обоснование. Versus. 2022;2(2):104-144.

For citation:


Hallonsten O. Stop Evaluating Science: A Historical-Sociological Argument. Versus. 2022;2(2):104-144. (In Russ.)

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)