Preview

Versus

Расширенный поиск

Диалектика видения: Вальтер Беньямин и проект «Пассажей»

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-4-172-200

Аннотация

   Как известно, в своем незаконченном opus magnum Вальтер Беньямин выбрал пассажи – то есть крытые торговые галереи, которые стали строиться в середине XIX века, – в качестве центрального образа, раскрывающего экономическую, социально-политическую, культурную специфику позапрошлого столетия. Именно они, с точки зрения Беньямина, выступали прямым материальным воплощением самосознания, а точнее, бессознательного общества, завороженного разворачивающимся на его глазах капиталистическим спектаклем. В них нашли свое отражение все ошибки и недостатки буржуазного сознания, вроде товарного фетишизма, овеществления, понимания мира как «вещи в себе», а также его утопические грезы (мода, проституция и азартные игры). Кроме того, они представляли собой первый по истине международный стиль современной архитектуры, хорошо знакомый целому поколению жителей метрополий по всему миру. К концу XIX века пассажи стали неотъемлемым элементом любого «современного» мегаполиса, и им подражали во всем мире — от Кливленда до Стамбула, от Глазго до Йоханнесбурга и от Буэнос-Айреса до Мельбурна. И, как хорошо было известно Беньямину, их можно было найти в каждом из городов, ставших векторами его интеллектуального компаса: Неаполе, Москве, Париже и Берлине, задающих точки пересечения двух векторов, ведущих с запада на восток и с юга на север. Если первый вектор указывает на движение исторического прогресса в терминах реализации социального и технологического потенциала, то второй оценивает историю ретроспективно, видя в ней главным образом руины нереализованного прошлого.

Об авторе

С. Бак-Морс
Городской университет Нью-Йорка (CUNY); Корнеллский университет
Соединённые Штаты Америки

Сьюзен Бак-Морс

Нью-Йорк

Итака



Список литературы

1. Беньямин В. Московский дневник / В Беньямин. – М.: Ad Marginem, 2012.

2. Беньямин В. Неаполь / В. Беньямин // Беньямин В. Девять работ / В. Беньямин. – М.: РИПОЛ Классик, 2019.

3. Луначарский А. В. Литературное наследство : Т. 82: Неизданные материалы. / А. В. Луначарский. – М.: Наука, 1970.

4. Шолем Г. Вальтер Беньямин — история одной дружбы / Г. Шолем. – М.: Grundrisse, 2014.

5. Benjamin W. Aufklärung für Kinder. Rundfunkvorträge / R. Tiedemann (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp, 1985.

6. Benjamin W. Berliner Chronik / G. Scholem (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp Verlag, 1970.

7. Benjamin W. Berliner Kindheit um neunzehnhundert // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1972. Bd. IV. S. 235–403.

8. Benjamin W. Briefe / G. Scholem, Th. W. Adorno (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp, 1978. Bd. 1–2.

9. Benjamin W. Das Dornröschen // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1977. Bd. II. S. 9–12.

10. Benjamin W. Der Sürrealismus. Die letzte Momentaufnahme der europäischen Intelligenz // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1977. Bd. II. S. 295–309.

11. Benjamin W. Die Mississippi-Überschwemmung 1927 // Aufklärung für Kinder. Rundfunkvorträge / R. Tiedemann (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp, 1985. S. 184–189.

12. Benjamin W. Gehaltserhohung? Wo denken Sie hin! [1931] // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1972. Bd. IV. S. 629–640.

13. Benjamin W. Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1972–1985. Bd. II–VI.

14. Benjamin W. Goethe // Gesammelte Schriften / R. Tiedemann et al. (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp, 1972. Bd. II. S. 705–739.

15. Benjamin W. Protokolle Zu Drogenversuchen // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1985. Bd. VI. S. 558–618.

16. Benjamin W. Radiofeuilletons fur Kinder und Jugendliche // Sinn und Form. 1984. Bd. 36. № 4. S. 683–703.

17. Benjamin W. Tagebuch vom 7.8.1931 bis zum Todestag // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1985. Bd. VI.

18. Benjamin W. Zum Bilde Prousts // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1977. Bd. II. S. 310–323.

19. Bloch E. Erinnerungen // Idem. Über Walter Benjamin, mit Beitragen von Theodor W. Adorno et al. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1968. S. 16–23.

20. Buck-Morss S. Verehrte Unsichtbare! Walter Benjamins Radiovortage // Walter Benjamin und die Kinderliteratur / K. Dorderer (Hg.). Weinheim and Munich: Juventa Verlag, 1988. S. 93–101.

21. Geist J. F. Arcades: The History of a Building Type. Cambridge, MA: The MIT Press, 1983.

22. Lacis A. Revolutionär im Beruf: Berichte über proletarisches Theater, über Meyerhold, Brecht, Benjamin und Piscator / H. Brenner (Hg.). Munich: Regner & Bernhard, 1971. S. 44–45.

23. Schiller-Lerg S. Walter Benjamin und der Rundfunk: Programarbeit zwischen Theorie und Praxis. N. Y.: K. G. Saur, 1984. Vol. 1. Rundfunkstudien / B. L. Winfried (ed.).

24. Smith G. Benjamins Berlin // Wissenschaften in Berlin / T. Buddensicg et al. (Hg.). B.: Gebr. Mann Verlag, 1987. S. 98–102.

25. Witte B. Walter Benjamin: Der Intellektuelle als Kritiker. Untersuchungen zu seinem Frühwerk. Stuttgart: J. B. Metzlerische Verlagsbuchhandlung, 1976.


Рецензия

Для цитирования:


Бак-Морс С. Диалектика видения: Вальтер Беньямин и проект «Пассажей». Versus. 2022;2(4):172-200. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-4-172-200

For citation:


Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing: Walter Benjamin and the Arcades Project. Versus. 2022;2(4):172-200. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-4-172-200

Просмотров: 480


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)