Диалектика видения: Вальтер Беньямин и проект «Пассажей»
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-4-172-200
Аннотация
Как известно, в своем незаконченном opus magnum Вальтер Беньямин выбрал пассажи – то есть крытые торговые галереи, которые стали строиться в середине XIX века, – в качестве центрального образа, раскрывающего экономическую, социально-политическую, культурную специфику позапрошлого столетия. Именно они, с точки зрения Беньямина, выступали прямым материальным воплощением самосознания, а точнее, бессознательного общества, завороженного разворачивающимся на его глазах капиталистическим спектаклем. В них нашли свое отражение все ошибки и недостатки буржуазного сознания, вроде товарного фетишизма, овеществления, понимания мира как «вещи в себе», а также его утопические грезы (мода, проституция и азартные игры). Кроме того, они представляли собой первый по истине международный стиль современной архитектуры, хорошо знакомый целому поколению жителей метрополий по всему миру. К концу XIX века пассажи стали неотъемлемым элементом любого «современного» мегаполиса, и им подражали во всем мире — от Кливленда до Стамбула, от Глазго до Йоханнесбурга и от Буэнос-Айреса до Мельбурна. И, как хорошо было известно Беньямину, их можно было найти в каждом из городов, ставших векторами его интеллектуального компаса: Неаполе, Москве, Париже и Берлине, задающих точки пересечения двух векторов, ведущих с запада на восток и с юга на север. Если первый вектор указывает на движение исторического прогресса в терминах реализации социального и технологического потенциала, то второй оценивает историю ретроспективно, видя в ней главным образом руины нереализованного прошлого.
Об авторе
С. Бак-МорсСоединённые Штаты Америки
Сьюзен Бак-Морс
Нью-Йорк
Итака
Список литературы
1. Беньямин В. Московский дневник / В Беньямин. – М.: Ad Marginem, 2012.
2. Беньямин В. Неаполь / В. Беньямин // Беньямин В. Девять работ / В. Беньямин. – М.: РИПОЛ Классик, 2019.
3. Луначарский А. В. Литературное наследство : Т. 82: Неизданные материалы. / А. В. Луначарский. – М.: Наука, 1970.
4. Шолем Г. Вальтер Беньямин — история одной дружбы / Г. Шолем. – М.: Grundrisse, 2014.
5. Benjamin W. Aufklärung für Kinder. Rundfunkvorträge / R. Tiedemann (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp, 1985.
6. Benjamin W. Berliner Chronik / G. Scholem (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp Verlag, 1970.
7. Benjamin W. Berliner Kindheit um neunzehnhundert // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1972. Bd. IV. S. 235–403.
8. Benjamin W. Briefe / G. Scholem, Th. W. Adorno (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp, 1978. Bd. 1–2.
9. Benjamin W. Das Dornröschen // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1977. Bd. II. S. 9–12.
10. Benjamin W. Der Sürrealismus. Die letzte Momentaufnahme der europäischen Intelligenz // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1977. Bd. II. S. 295–309.
11. Benjamin W. Die Mississippi-Überschwemmung 1927 // Aufklärung für Kinder. Rundfunkvorträge / R. Tiedemann (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp, 1985. S. 184–189.
12. Benjamin W. Gehaltserhohung? Wo denken Sie hin! [1931] // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1972. Bd. IV. S. 629–640.
13. Benjamin W. Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1972–1985. Bd. II–VI.
14. Benjamin W. Goethe // Gesammelte Schriften / R. Tiedemann et al. (Hg.). Fr. a. M.: Suhrkamp, 1972. Bd. II. S. 705–739.
15. Benjamin W. Protokolle Zu Drogenversuchen // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1985. Bd. VI. S. 558–618.
16. Benjamin W. Radiofeuilletons fur Kinder und Jugendliche // Sinn und Form. 1984. Bd. 36. № 4. S. 683–703.
17. Benjamin W. Tagebuch vom 7.8.1931 bis zum Todestag // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1985. Bd. VI.
18. Benjamin W. Zum Bilde Prousts // Gesammelte Schriften. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1977. Bd. II. S. 310–323.
19. Bloch E. Erinnerungen // Idem. Über Walter Benjamin, mit Beitragen von Theodor W. Adorno et al. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1968. S. 16–23.
20. Buck-Morss S. Verehrte Unsichtbare! Walter Benjamins Radiovortage // Walter Benjamin und die Kinderliteratur / K. Dorderer (Hg.). Weinheim and Munich: Juventa Verlag, 1988. S. 93–101.
21. Geist J. F. Arcades: The History of a Building Type. Cambridge, MA: The MIT Press, 1983.
22. Lacis A. Revolutionär im Beruf: Berichte über proletarisches Theater, über Meyerhold, Brecht, Benjamin und Piscator / H. Brenner (Hg.). Munich: Regner & Bernhard, 1971. S. 44–45.
23. Schiller-Lerg S. Walter Benjamin und der Rundfunk: Programarbeit zwischen Theorie und Praxis. N. Y.: K. G. Saur, 1984. Vol. 1. Rundfunkstudien / B. L. Winfried (ed.).
24. Smith G. Benjamins Berlin // Wissenschaften in Berlin / T. Buddensicg et al. (Hg.). B.: Gebr. Mann Verlag, 1987. S. 98–102.
25. Witte B. Walter Benjamin: Der Intellektuelle als Kritiker. Untersuchungen zu seinem Frühwerk. Stuttgart: J. B. Metzlerische Verlagsbuchhandlung, 1976.
Рецензия
Для цитирования:
Бак-Морс С. Диалектика видения: Вальтер Беньямин и проект «Пассажей». Versus. 2022;2(4):172-200. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-4-172-200
For citation:
Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing: Walter Benjamin and the Arcades Project. Versus. 2022;2(4):172-200. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-4-172-200