Preview

Versus

Расширенный поиск

Барокко и камерализм: к интеллектуальной истории экономической мысли

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-100-122

Аннотация

Барокко как эпоха и стиль в архитектуре, музыке и литературе имеет аналогии в истории ранней политической экономии. Основная задача статьи — показать, что использование понятия «барокко» в интеллектуальной истории экономической мысли позволяет лучше понять как корпус произведений, так и мотивацию авторов. Обычно эпоху, предшествующую классической политической экономии, принято называть меркантилизмом, а камерализм — его немецким проявлением. При близком знакомстве с наиболее яркими фигурами камерализма, такими как Иоганн Иоахим Бехер и Иоганн Генрих Готлиб Юсти, остаются вопросы. Как понять такую удивительную продуктивность и желание одновременно работать в столь разных областях, не ограничиваться рамками сельского хозяйства, финансов, безопасности, полиции, этики, но затрагивать юриспруденцию, натуральную философию и естественные науки, юмор и такие вопросы, как приготовление красок или превращение песка в золото? К чему такая всеядность и многогранность? К чему неуемная подвижность и желание поразить, обаять и в то же время не слишком прояснить дело, создать многословную интригу? К чему такая манера письма и известное прожектерство — смелое и комичное одновременно? В каких-то случаях именно наложение двух понятий (барокко и камерализм) даст лучшее понимание интересующего нас корпуса текстов, так что многие непонятные проявления экономической мысли станут яснее через призму терминов барокко. Витальность, избыточность, стремление к новому пафосу, желание произвести впечатление — увлечь и развлечь, оптимизм и определенная театральность оказываются важными характеристиками текстов и мотивации камералистов.

Об авторе

Д. Расков
Хельсинкский коллегиум перспективных исследований (HCAS), университет Хельсинки (UH)
Финляндия

Данила Расков



Список литературы

1. Афанасьев А. А. Экономическая мысль в Испании XVI века — Саламанкская школа // Экономика и математические методы. 2004. Т. 40. № 4. С. 26– 58.

2. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. М.: Аграф, 2002.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.

4. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб.: Азбука-классика, 2004.

5. Виппер Б., Ливанова Т. Ренессанс. Барокко. Классицизм: проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII веков. М.: Наука, 1966. Германия // Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах. 1763. Июль. C. 91–92.

6. Каплун В. Перестать мыслить «власть» через «государство»: gouvernementalité, Governmentality Studies и что стало с аналитикой власти Мишеля Фуко в русских переводах // Логос. 2019. Т. 29. № 2. С. 179–220.

7. Расков Д. Камерализм книг: переводы Юсти в России XVIII века // Terra Economicus. 2019. Т. 17. № 4. С. 62–79.

8. Степанов А. Чем нам интересно барокко? // Логос. 2018. Т. 28. № 4. С. 191–222.

9. Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977–1978 учебном году. СПб.: Наука, 2011.

10. Чечот И. Барокко как культурологическое понятие. Опыт исследования К. Гурлита // Барокко в славянских культурах / Под ред. А. Липатова и др. М.: Наука, 1982. С. 326–349.

11. Шумпетер Й. История экономического анализа. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, 2004.

12. Юсти И. Г. Г. Основание силы и благосостояния царств, или Подробное начертание всех знаний, касающихся до государственнаго благочиния. СПб.: Императорская Академия наук, 1775.

13. Юсти И. Г. Г. Существенное изображение естества народных обществ и всякого рода законов. М.: Императорский Московский университет, 1770.

14. Baroque Personae / R. Villari (ed.). Chicago; L.: University of Chicago Press, 1995.

15. Biberg I. The OEconomy of Nature // Miscellaneous Tracts Relating to Natural History, Husbandry, and Physick. 2nd ed. L.: Dodsley, 1762. P. 37–130.

16. Buelow G. J. A History of Baroque Music. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2004.

17. Bukofzer M. Music in the Baroque Era from Monteverdi to Bach. N. Y.: W. W. Norton & Company Ltd., 1947.

18. Dean M. Governmentality. Power and Rule in Modern Society. L.: SAGE, 1999.

19. Foucault M. Governmentality // The Foucault Effect: Studies in Governmentality / G. Burchell et al. (eds). Chicago: University of Chicago Press, 1991. Р. 87–104.

20. Heckscher E. Mercantilism. Vol. I–II. N. Y.: Macmillan Co., 1935.

21. Hestmark G. OEconomia Naturæ L. The Ecology of Linnaeus Was Stoic, Baroque and Surprisingly Modern // Nature. 2000. Vol. 405. № 6782. P. 19.

22. Hubatsch W. Barock als Epochenbezeichnung. Zu neuerem geschichtswissenschaftlichen Schrifttum über das 17. und 18. Jahrhundert // Absolutismus / W. Hubatsch (Hrsg.). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1973. S. 268–287.

23. Justi J. H. G. von. Onomatologia oeconomica practica oder OEconomisches Wörtebuch. Frankfurt; Leipzig: Gaumischen Bandlung, 1760.

24. Raeff M. The Well-Ordered Police State and the Development of Modernity in Seventeenth and Eighteenth Century Europe: An Attempt at a Comparative Approach // The American Historical Review. 1975. Vol. 80. Р. 1221–1243.

25. Raeff M. The Well-Ordered Police State. Social and Institutional Change Through Law in the Germanies and Russia, 1600–1800. New Haven; L.: Yale University Press, 1983.

26. Schmoller G. The Mercantile System and Its Historical Significance. N. Y.: Macmillan Co., 1897.

27. Schumpeter J. History of Economic Analysis. L.: Routledge, 1986.

28. Skinner Q. Meaning and Understanding in the History of Ideas // History and Theory. 1969. Vol. 8. № 1. Р. 3–53.

29. Small A. The Cameralists. The Pioneers of German Social Polity. Chicago: Chicago University Press, 1909.

30. Wakefield A. The Disordered Police State: German Cameralism as Science and Practice. Chicago: The University of Chicago Press, 2009.

31. Wennerlind C. Theatrum OEconomicum: Anders Berch and the Dramatization of the Swedish Improvement Discourse // New Perspectives on the History of Political Economy / R. Fredona, S. Reinert (eds). L.: Palgrave Macmillan, 2018. P. 103–130.


Рецензия

Для цитирования:


Расков Д. Барокко и камерализм: к интеллектуальной истории экономической мысли. Versus. 2023;3(1):100-122. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-100-122

For citation:


Raskov D. Baroque and Cameralism: Towards an Intellectual History of Economic Thinking. Versus. 2023;3(1):100-122. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-100-122

Просмотров: 295


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)