«Город Солнца» Людовика XIV
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-75-99
Аннотация
Версальский парк — выраженный средствами ландшафтной архитектуры синтез утопических фантазий Томмазо Кампанеллы и урбанистических барочных преобразований Рима. Проникнутый «мистическим империализмом» Кампанеллы, Людовик XIV отодвигает на второй план заботу о дворце, выстраивая, в первую очередь, рукотворный ландшафт как метафору репрезентации абсолютной власти. Если барочные преобразования Рима суть проекции частных усадебных пространственных структур на планировку города, то Версальский парк — противоположная фаза этого процесса, начатого римскими понтификами, то есть проекция городских структур римского барокко на единственное во Франции того времени подлинно частное владение. Планировка Версаля — эссенция барокко, какую невозможно было получить ни в самом Риме, ни в Париже с их плотной застройкой. Людовик XIV противопоставляет Версаль столице католического мира и беспокойной столице собственного королевства. Парк насыщается дидактической символикой, выражающей его заботу о воспитании достойных преемников. Король сам составляет путеводители и велит издавать планы Версаля, на которых юг — наверху, чтобы никто не смел смотреть на его резиденцию со стороны апроприированного им Солнца. В облике и семантике боскетов и фонтанов иносказательно репрезентируются сферы интересов, без которых власть не может быть ни просвещенной, ни универсальной. Однако грандиозная планировочная структура — только скелет; плоть же Версальского парка — трепетные лиственные стены, мрамор и позолота статуй и украшений, сверкание и шипение фонтанных струй, всплески солнечного света в тени, контрасты космически-необозримых и игриво-уютных пространств. Версальский парк — средоточие чувственных удовольствий, достигающих апогея изобретательности в феерических дневных и ночных увеселениях. Благодаря изощренной и не знающей денежных ограничений режиссуре земля, воздух, огонь и вода — все четыре первоэлемента — возбуждают воображение, память, мысль в барочном Gesamtkunstwerk, прославляющем «короля-солнце».
Об авторе
А. СтепановРоссия
Александр Степанов
Список литературы
1. Блюш Ф. Людовик XIV. М.: Ладомир, 1998.
2. Боссан Ф. Людовик XIV, король-артист. М.: Аграф, 2002.
3. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера // Москва краснокаменная. Театральный роман. Дни Турбиных: рассказы, фельетоны, пьесы. М.: Олма-Пресс, 2005.
4. Вигарелло Ж. Тело короля // История тела: В 3 т. / Под ред. А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. Т. 1: От Ренессанса до эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 297–310.
5. Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. М.: Наука, 1967.
6. Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
7. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997.
8. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М.: Молодая гвардия, 2003.
9. Никифорова Л. В. Дворец в эпоху барокко. Опыт риторического прочтения. СПб.: Астерион, 2003.
10. Ракова А. Л. Праздник — любимая игрушка государей. Торжества и празднества в европейской гравюре XVI–XVIII столетий из собрания Эрмитажа: Каталог выставки. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2004.
11. Сады и фонтаны Версаля: Каталог выставки / Музей-заповедник «Петергоф». СПб.: Абрис, 2005.
12. Сен-Симон А. де. Полные и доподлинные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке Людовика XIV и Регентстве: В 2 кн. Кн. 2. М.: Наука, 1991.
13. Хохлова С. П. Опыт культурфилософского анализа архитектуры (на примере дворцово-паркового ансамбля Версаля) // Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Под ред. И. А. Азизян. М.: URSS, 2006. С. 33–108.
14. Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
15. Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. СПб.: ИКАР, 1997.
16. Dézailler d’Argenville A.-J. La théorie et la pratique du jardinage. P., 1713.
17. Félibien. Description de la grotte Versailles. P.: Imprimerie royale, 1672.
18. Félibien. Description sommaire de Versailles ancienne et nouvelle. P.: Imprimeurjurélibraire de l’Université, pont Saint Michel, 1703.
19. Gaxotte P. Louis XIV. P.: Flammarion, 1974.
20. Hanke S. Water in the Baroque Garden // Oxford Handbook of the Baroque / J. D. Lyons (ed.). N. Y.: Oxford University Press, 2019. P. 87–117.
21. Perrault Ch. Le Labyrinthe de Versailles. P.: De l’Imprimerie royale, 1677.
22. Schweizer S. André Le Nôtre und die Erfindung der französischen Gartenkunst. B.: Klaus Wagenbach Verlag, 2013.
23. Scudéry M. de. La Promenade de Versailles. P.: Barbin, 1669.
24. Thacker Ch. Louis XIV’s Last “Manière de montrer les jardins de Versailles” // Garden History. 1978. Vol. 6. № 2 (Summer).
Рецензия
Для цитирования:
Степанов А. «Город Солнца» Людовика XIV. Versus. 2023;3(1):75-99. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-75-99
For citation:
Stepanov A. Louis XIV’s “The City of the Sun”. Versus. 2023;3(1):75-99. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-75-99