Музыкальная драма
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-55-74
Аннотация
В настоящем фрагменте из работы Теодора Адорно «Опыт о Вагнере» (1952) автор анализирует разработанную Рихардом Вагнером эстетическую концепцию Gesamtkunstwerk, или «единого произведения искусства». Обращаясь как к теоретическим работам Вагнера, так и к его операм, Адорно вскрывает противоречия этой концепции, подчеркивая ее фундаментальное отличие от гегелевского определения искусства. Рассматривая связь между эволюцией оперы, автономией художника и развитием культурной индустрии, он показывает, что, несмотря на отрицание Вагнером разделения труда и его стремление к идеальному единству, в произведениях Вагнера Gesamtkunstwerk не только не устраняет это разделение труда, но еще больше усиливает его. Согласно Адорно, музыкальная драма Вагнера глубоко противоречива (музыка оказывается заперта в рамках действия, что приводит к усилению субъективного выражения и избытку сюжета над музыкой), причем эти противоречия как на уровне замысла, так и на уровне практической реализации произведения осознавал и сам Вагнер
Об авторе
Т. АдорноРоссия
Теодор Адорно (1903–1969). Немецкий философ, социолог, композитор, специалист в области философии музыки
Список литературы
1. Вагнер Р. Опера и драма // Избр. работы. М.: Искусство, 1978.
2. Adorno T., Eisler H. Komposition für den Film. Munich: Rogner and Bernhard, 1969.
3. Cosima Wagner und Houston Stewart Chamberlain im Briefivechsel 1888 bis 1908 / P. Pretzsch (Hrsg.). Leipzig: Reclam, 1934.
4. Wagner R. Gesammelte Schriften und Dichtungen. Bd.4. Leipzig: Fritzsch, 1888.
Рецензия
Для цитирования:
Адорно Т. Музыкальная драма. Versus. 2023;3(1):55-74. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-55-74
For citation:
Adorno T. Music Drama. Versus. 2023;3(1):55-74. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-55-74