Preview

Versus

Расширенный поиск

«Мелодия дикого сердца»: гетеротопия ek-stasis и акустическая феноменология предельного опыта

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-175-232

Аннотация

Ekstasis (греч. — экстаз) — нахождение вовне, смещение, пребывание вне себя, состояние, которое превышает индивидуальное человеческое бытие, открывает человеку выход в то внечеловеческое надличное, где актуализируются другие, архаические, бессознательные, гетерогенные, чувственные, эротические, животные силы. Тем более сложный ресурс художественных техник и более тонкий уровень концептуальной работы требуется современному артхаусу, чтобы эти экстатичные состояния выразить. Работа с понятием ek-stasis позволяет проблематизировать границы и структуру субъективности, перестройку и смещение границ между внешним и внутренним и проследить переход с визуального плана на аудиальный в современном кинематографе, который строится на их сложном взаимодействии. Источниками для анализа послужат концептуальные эксперименты современного (2000-х годов) артхауса: экзистенциальная экспериментальная драма «Озеро» Филиппа Гранрийе (2008) и психологическая драма «Эйфория» Ивана Вырыпаева (2006), взятая в ее социальном контексте. Выбранный ракурс будет раскрыт на пересечении христианско-мистической философии экстаза, современного психоанализа и акустической феноменологии. В конце на примере фильма «Энтузиазм. Симфония Донбасса» Дзиги Вертова (1930) будет показано, как аудиовизуальное кино позволяет не противопоставлять сенсорные модальности аудиального и визуального, а осуществлять перевод, переложение (versionem, versio) между ними.

Об авторе

Т. Вайзер
Институт славистики, Дрезденский университет (TUD)
Германия

Татьяна Вайзер



Список литературы

1. Батай Ж. Внутренний опыт // Он же. Сумма атеологии: философия и мистика. М.: Ладомир, 2016. С. 77‒228.

2. Батай Ж. Проклятая часть // Он же. Проклятая часть: сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. С. 109‒233.

3. Бенвенуто С. «Избыточная радость» Эльвио Факинелли // Лаканалия. 2017. № 23. С. 167‒178.

4. Волобуев Р. Античная трагедия под баян // Афиша. 25.09.2005. URL: http://www.afisha.ru/movie/176944/review/152731.

5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 10 т. М.: Русский язык, 1978. Т. 1.

6. Делёз Ж. Лекции о Лейбнице. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.

7. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб.: Алетейя, 1999.

8. Долар М. Голос и ничего больше / Пер. с англ. А. Красовцева. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018.

9. Дэвид Гаррет. Чардаш Монти // YouTube. 03.09.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=111&v=8HsfIZvIp6E&feature=emb_logo.

10. Иларион (Алфеев), митрополит. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. М.: Издательство Московской патриархии Русской православной церкви, 2017.

11. Ичин К. Пролетариат врасплох: «Симфония Донбасса» Дзиги Вертова // Russian Literature. 2010. № 67 (3 –4). Р. 403‒415.

12. Калинин И. От редакции. Versus, или Аbility to Do Many Things Well // Versus. 2021. № 1. С. 6‒9.

13. Кейдж Дж. Тишина. Лекции и статьи. Вологда: Библиотека московского концептуализма Германа Титова, 2012.

14. Кичин В. Венецианский кинофестиваль будет гостеприимен к российским картинам // Российская газета. 23.08.2006. URL: https://rg.ru/2006/08/23/venecia-kino.html.

15. Кокс К. Звуковой поток. М.: Новое литературное обозрение, 2022.

16. Лакан Ж. Семинары. Книга 11. Четыре основных понятия психоанализа (1964). М.: Гнозис/Логос, 2004.

17. Лапицкий В. Голос, пришедший извне // Бланшо М. Голос, пришедший извне. М.: Новое литературное обозрение, 2023. С. 154‒175.

18. Левченко Я. Смерть языка в фильмах Алексея Германа // Новое литературное обозрение. 2015. № 1 (131). С. 20–39.

19. Липовецкий М., Боймерс Б. Перформативы насилия. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

20. Матросский танец «Яблочко», Sailor’s Dance // YouTube. 11.12.2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SbenqPg3XKw.

21. Михеева Ю. Звукозрительный экстазис в экранизациях // Эстетика звука на экране и в книге. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12–14 апреля 2016 года / Сост. и науч. ред. В. И. Мильдон. М.: ВГИК, 2016. С. 147–154.

22. Михеева Ю. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе. М.: ВГИК, 2016.

23. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999.

24. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. М.: Водолей, 2009.

25. Нанси Ж.-Л. О со-бытии // Философия Мартина Хайдеггера и современность / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. М.: Наука, 1991. С. 91‒101.

26. Нина Савченкова о фильме Филиппа Гранрийе «Озеро» // YouTube. 04.05.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AVoA3uOAZGs.

27. Плотин. Эннеады: В 2 т. / Cост. С. Еремеев. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1995–1996.

28. Рясов А. Едва слышный гул. Введение в философию звука. М.: Новое литературное обозрение, 2021.

29. Рясов А. К онтологии звука: вслушивание как способ бытия-в-мире // Новое литературное обозрение. 2017. № 6 (148). С. 87–93.

30. Савченкова Н. Кино как существование // Syg.ma. 14.07.2018. URL: https://syg.ma/@sygma/nina-savchienkova-kino-kak-sushchiestvovaniie?ysc-lid=l0wczowh68.

31. Соловьев В. Плотин (Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) // Плотин. Эннеады: В 2 т. / Cост. С. Еремеев. [Т. 1]. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1995. С. 5–8.

32. Факинелли Э. На пляже // Лаканалия. 2017. № 23. С. 152–155.

33. Фрейд З. Заметки о «чудо-блокноте» // Он же. Психология бессознательного. М.: Фирма «СТД», 2006. С. 387‒395.

34. Фуко М. Мысль извне // Бланшо М. Голос, пришедший извне. М.: Новое литературное обозрение, 2023. С. 126‒153.

35. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994.

36. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Он же. Бытие и время. М.: Республика, 1993. С. 312–316.

37. Чимино К. Экстаз и беспокойство. В окрестностях Танатоса // Лаканалия. 2017. № 23. С. 179–182.

38. Шион М. Звук. Слушать, слышать, наблюдать. М.: Новое литературное обозрение, 2021.

39. Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей: В 2 т. / Сост. Д. Житомирский. Т. 1. М.: Музыка, 1975.

40. Юран А. Пространство и время психического (цикл лекций) // YouTube. URL: https://youtube.com/playlist?list=PLTOJer8r2KN8Ct_fOCNweovxS1n3rRqEa.

41. Юран А. Пространство и время психического. Лекция 2 // YouTube. 12.03.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vniQfgEwnwk&t=6413s.

42. Юран А. Пространство и время психического. Лекция 3 // YouTube. 23.03.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eVvIfz86DTY&t=10s.

43. Юран А. Пространство и время психического. Лекция 4 // YouTube. 11.04.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bm9eeEXu-es&t=5049s.

44. Юран А. Пространство и время психического. Лекция 6 // YouTube. 22.04.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YmIS9IHIvmE&t=1614s.

45. Юран А. Размышления у зеркала. Пространство и время в психоанализе // Психоанализ. 30.10.2018. URL: https://psychoanalysis.by/2018/10/31/freud-lakan.

46. Юран А., Людевиг И. Лаборатория исследования звука 2. Резонанс и пустота другого // YouTube. 17.03.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tv6Tdt_qQ7k&t=41s.

47. Юран А., Людевиг И. Лаборатория исследования звука 3. Звук/Тишина. Математический пробел // YouTube. 04.04.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7YcMwIiRGps&t=1169s.

48. Ямпольский М. Кино без кино // Искусство кино. 1988. № 6. С. 88‒94.

49. Attali J. Noise: The Political Economy of Music. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1985.

50. Benvenuto S. Elvio Fachinelli’s “Excessive Joy” // European Journal of Psychoanalysis. 2021. Vol. 8. № 1. URL: https://www.journal-psychoanalysis.eu/articles/elvio-fachinellis-excessive-joy.

51. Chion M. Audio-vision. Sound on Screen. P.: Nathan, 1990.

52. “EUPHORIA” — A. Gaynullin, A. Dervoyed, B. Strulev, S. Shamov. Moscow — 2011 // YouTube. 10.12.2011. URL: https://www.youtube.com/watch?v=caQkVGBWoVw.

53. David Garrett. Live in Concert and in Private, At Berlin Tempodrom, 2009 // YouTube. 20.04.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=LQKP-hbJ1cs&t=2582s.

54. David Garrett. Performance, 2015 — Chopine Nocturne // YouTube. 14.08.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XNi9u1g5DYM.

55. David Garrett. Scarlatti Sonata [in F-minor K 466] // YouTube. 27.08.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iptXY9g59Dk.

56. Discussion avec Philippe Grandrieux autour de son film “Un Lac” (2009), cinéma La Clef (Paris), 2020 // YouTube. 30.10.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=05YQRNinH8A.

57. Fachinelli E. Lacan e la Cosa // La mente estatica. Milano: Adelphi, 1989. P. 181–195.

58. Foucault M. Des espaces autres (Conférence au Cercle d’études architecturales, 14 mars 1967) // Architecture, Mouvement, Continuité. 1984. № 5. P. 46–49.

59. Ihde D. Listening and Voice. Phenomenologies of Sound. N. Y.: State University of New York Press, 2007.

60. Kittler F. Gramophone. Film. Typewriter. Stanford: Stanford University Press, 1999.

61. Krell D. F. Ecstasy, Catastrophe. Heidegger From Being and Time to the Black Notebooks. Albany, NY: State University of New York Press, 2015.

62. MacKay J. “Disorganized Noise”: Enthusiasm and the Ear of the Collective // Kinokultura. 2005. № 7. URL: http://www.kinokultura.com/articles/jan05-mackay.html.

63. Marsden J. After Nietzsche: Notes Towards a Philosophy of Ecstasy. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2002.

64. Philippe Grandrieux in Experimental Conversations // YouTube. 25.02.2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AsoZay4ApyQ.

65. Rebelo P. Haptic Sensation and Instrumental Transgression // Contemporary Music Review. 2006. Vol. 25. № 1/2. P. 27–35.

66. Ryder R. The Acoustical Unconscious. From Walter Benjamin to Alexander Kluge. B.; Boston: De Gruyter, 2022.

67. Tom Waits, “Russian dance” (Том Уэйтс, «Русский танец», 1996) // YouTube. 13.12.2010. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6iRrySAdr5Y&t=76s.


Рецензия

Для цитирования:


Вайзер Т. «Мелодия дикого сердца»: гетеротопия ek-stasis и акустическая феноменология предельного опыта. Versus. 2023;3(3):175-232. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-175-232

For citation:


Weiser T. “Melody of the Wild Heart”: Heterotopia of ek-stasis and Acoustic Phenomenology of Limit Experiences. Versus. 2023;3(3):175-232. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-175-232

Просмотров: 368


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)