Preview

Versus

Расширенный поиск

Любительское кино против нормативности институций: случай Фестиваля невидимого кино

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-152-174

Аннотация

Статья посвящена Фестивалю невидимого кино как комплексу кураторских, производственных и зрительских практик. Проект родился в 2019 году и до сих пор реализуется на площадке книжного магазина «Порядок слов» в Санкт-Петербурге. Сравнивая кураторский проект Дарины Поликарповой, Ксении Ильиной и Анастасии Волоховой с ретроспективой «невиданного кино» Брюса Познера и тематизацией «кино аттракционов» после Брайтонской ретроспективы, автор предлагает осмыслить «невидимость» как непреходящее качество фильмов, предполагающих специфические условия производства и просмотра и обладающих определенным набором кинематографических свойств. Гипотеза статьи, таким образом, состоит в том, что невидимое кино способно предложить новый кинематографический диспозитив, для которого режим «невидимости» удерживается в качестве императива. В области производства такие фильмы создаются режиссерами-любителями (автор опирается на анализ любительского кино, предпринятый Лаурой Раскаролли и Патрисией Циммерманн, и на анализ политики видимости у Жака Рансьера), что обусловливает неотделенность времени и пространства кинопроизводства от времени и пространства повседневной жизни и приводит к разрушению существующей профессиональной сепарации сообщества «кинематографистов». Использование любительской техники позволяет определить «невидимое кино» через чувственно различимые качества: «любительский эксцесс» (Раскаролли), «стерильные движения» (Жан-Франсуа Лиотар), «бедность» (Михаил Брашинский). Любительский характер производства и техники приводит также к тому, что невидимое кино, в отличие от кино видимого, предполагает внимание к фрагментарному и мимолетному, что сближает его с «чистым кино» как стихией свободных становлений. Наконец, если рассматривать невидимое кино как диспозитив, то можно ожидать трансформации отношений между режиссерами, кураторами и зрителями в рамках реформированного фестивального формата. Однако в последней части автор, скорее, делится с читателем сомнением относительно тех возможностей, которые открывает для демонстрации цифровое пространство.

Об авторе

Д. Поликарпова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Россия

Дарина Поликарпова

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Брашинский М. Страннее, чем край. Наброски к истории «бедного кино» США // Сеанс. 04.04.2016. URL: https://seance.ru/articles/strannee-chem-kraj.

2. Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.

3. Кудряшов М. Введение в теорию дискурсов Лакана: модель четырех дискурсов // Syg.ma. 14.03.2021. URL: https://syg.ma/@insolarance-cult/vviedieniie-v-tieoriiu-diskursov-lakana-modiel-chietyriokh-diskursov.

4. Лиотар Ж.-Ф. L’acinéma // Cineticle. 2020. № 26. URL: https://cineticle.com/lacinema-jean-francois-lyotard.

5. Мирзоев Н. Право на взгляд // Versus. 2021. № 1 (1). С. 214–252.

6. Поликарпова Д. Ты пришел из пустоты во имя красоты // Colta.ru. 24.12.2019. URL: https://colta.ru/articles/cinema/23293-festival-nevidimogo-kino.

7. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб.; М.: Machina, 2004.

8. Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.

9. Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. Н. Новгород: Красная ласточка, 2018.

10. Conomos J., Mousoulis B. Unseen Cinema: An Interview with Bruce Posner // Senses of Cinema. 2022. № 21. URL: https://www.sensesofcinema.com/2002/festival-reports/posner.

11. Gunning T. Attractions. How They Came Into the World // The Cinema of Attractions Reloaded / W. Strauven (ed.). Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. P. 31–40.

12. Howe M. The Photographic Hangover: Reconsidering the Aesthetics of the Post-war 8mm Home Movie // Amateur Filmmaking: The Home Movie, the Archive, the Web / L. Rascaroli et al. (eds). L.: Bloomsbury, 2014. P. 39–50.

13. Kessler F. The Cinema of Attractions as Dispositif // The Cinema of Attractions Reloaded / W. Strauven (ed.). Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. P. 57–70.

14. Rascaroli L. Working at Home: Tarnation, Amateur Authorship, and Self-Inscription in the Digital Age // Amateur Filmmaking: The Home Movie, the Archive, the Web / L. Rascaroli et al. (eds). L.: Bloomsbury, 2014. P. 229–242.

15. Zimmermann P. The Home Movie Archive Live // Amateur Filmmaking: The Home Movie, the Archive, the Web / L. Rascaroli et al. (eds). L.: Bloomsbury, 2014. P. 257–269.


Рецензия

Для цитирования:


Поликарпова Д. Любительское кино против нормативности институций: случай Фестиваля невидимого кино. Versus. 2023;3(3):152-174. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-152-174

For citation:


Polikarpova D. Amateur Filmmaking vs the Normativity of Institutions: The Case of the Invisible Film Festival. Versus. 2023;3(3):152-174. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-152-174

Просмотров: 300


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)