Preview

Versus

Расширенный поиск

Место травмы, свидетеля, памяти, или Зачем кино зияющие раны?

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-134-151

Аннотация

Статья посвящена аналитике стратегий репрезентации травматического опыта на примере творчества немецкого режиссера Кристиана Петцольда, одного из ключевых представителей Берлинской школы. Непредставимость и сопротивление любым формам миметического удвоения — один из частых сюжетов рефлексии о травме (Кэти Карут, Джеффри Александер, Томас Эльзессер, Эрик Сантнер). В разговоре о кинематографе это свойство непредставимости оказывается предельно проблематичным: как можно зафиксировать то, что бесконечно сопротивляется превращению в образ? Именно поэтому травма оказывается одним из способов помыслить кино вне оптического, представить кинематограф не как форму, фиксирующую присутствие, но наоборот: как структуру, включающую в себя фигуры отсутствия, умолчания. Сотканный из таких фигур, кинематограф Кристиана Петцольда позволяет переосмыслить классическое — и неоднократно подвергавшееся критике (Жак Рансьер) — распределение метафорической власти в поле репрезентации за счет смещения акцентов с драматизации действия на отказ от его воспроизводства в теле кино, с инстанции контролирующего наблюдателя на позицию утверждающего существование свидетеля, с травмы как сингулярного события на травматический опыт как повторяющуюся через рассказывание историю. Манифестация присутствия травмы внутри кинематографической ткани, но вне прямой репрезентации, рассматривается как один из механизмов работы постпамяти (Марианна Хирш).  

Об авторе

О. Давыдова
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Россия

Ольга Давыдова, факультет свободных искусств и наук



Список литературы

1. Ассман А. Забвение истории — одержимость историей. М.: Новое литературное обозрение, 2019.

2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.

3. Карут К. Травма, время и история // Травма:пункты / Под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 561–581.

4. Рансьер Ж. Невыносимый образ // Он же. Эмансипированный зритель. Н. Новгород: Красная ласточка, 2018. С. 82–101.

5. Сантнер Э. История по ту сторону принципа наслаждения: размышляя о репрезентации травмы // Травма:пункты / Под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 389–407.

6. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007.

7. Хирш М. Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста. М.: Новое издательство, 2021.

8. Abel M. The Counter-Cinema of the Berlin School. Rochester, NY: Camden House, 2013.

9. Alexander J. Toward a Theory of Cultural Trauma // J. Alexander et al. Cultural Trauma and Collective Identity. Berkeley, CA: University of California Press, 2004. P. 1–30.

10. Caruth C. Unclaimed Experience. Trauma, Narrative, and History. Baltimore; L.: Johns Hopkins University Press, 1996.

11. Elsaesser T. The Politics and Poetics of Parapraxis: On Some Problems of Representation in the New German Cinema // Idem. German Cinema: Terror and Trauma. Cultural Memory Since 1945. N. Y.: Routledge, 2014. P. 94–114.

12. Fisher J. Christian Petzold. Urbana: University of Illinois Press, 2013.

13. Nora P. Between Memory and History: Les Lieux de Mémoire // Representations. 1989. Vol. 26. P. 7–24.

14. Schrader P. Transcendental Style in Film: Ozu, Bresson, Dreyer. N. Y.: Da Capo Press, 1972.


Рецензия

Для цитирования:


Давыдова О. Место травмы, свидетеля, памяти, или Зачем кино зияющие раны? Versus. 2023;3(3):134-151. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-134-151

For citation:


Davydova O. Why Do Cinema Bear Gaping Wounds? Versus. 2023;3(3):134-151. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-134-151

Просмотров: 280


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)