Preview

Versus

Расширенный поиск

Всматривание как (дис)функциональная оптика: что дает «плохая» видимость?

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-119-133

Аннотация

Видимость, представленность взгляду является своеобразной презумпцией медиума кино. Режиссерские стратегии ее оспаривания работают как с приматом наглядности, которому способна противостоять, например, сила слова; так и с приматом оптической «гладкости», против какового выступает актуализирующая гаптическое восприятие «шероховатость». Однако и в том и в другом случае смотрящий продолжает видеть достаточно отчетливо — будь то монохромный цвет, черный экран или «палимпсестные» текстуры. Рутинная же зрительская практика — в силу тех или иных технических причин (обилие света в окружающем пространстве, копии в низком разрешении, маленькая диагональ дисплея) — способна нарушить или даже разрушить порядок отчетливого видения. Невозможность увидеть, охватывая скользящим взглядом разворачивающееся на экране, вынуждает всматриваться, тем самым модифицируя опыт просмотра. И хотя подобным «плохо видимым» фильмом по причине обозначенных выше условий может стать, пожалуй, любой фильм, в данной статье предполагается сосредоточиться исключительно на интенциональных режиссерских экспериментах. В частности, на экспериментах с намеренным затемнением изображения, минимизацией света в кадре. Такие эксперименты погружают смотрящего в «сумеречную» зону дестабилизированного видения, которое пробуждает не просто телесное восприятие кино, но интероцептивное ощущение собственного зрительского тела.

Об авторе

М. Грибова
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Россия

Мария Грибова



Список литературы

1. Ганс А. Время изображения пришло! // Из истории французской киномысли. Немое кино: 1911–1933 / Сост., пер. с фр. М. Б. Ямпольского, под общ. ред. С. И. Юткевича. М.: Искусство, 1988. С. 78–87.

2. Деллюк Л. Фотогения кино. М.: Новые вехи, 1924.

3. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964.

4. Кубелка П., Мекас Й. Люди пока что — дети // Сеанс. 28.09.2018. URL: https://seance.ru/articles/mekas-kubelka-talk.

5. Ришир М. Eποχή, мерцание и редукция в феноменологии // (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / Сост. С. А. Шолохова, А. В. Ямпольская. М.: Академический проект, 2014. С. 209–226.

6. Baldassari L. Interview: Scott Barley On His Shadows // Lo Specchio Scuro. 04.06.2015. URL: https://specchioscuro.it/interview-scott-barley-on-his-shadows.

7. Barker J. M. The Tactile Eye: Touch and the Cinematic Experience. Berkeley: University of California Press, 2009.

8. Beugnet M. Introduction // Indefinite Visions: Cinema and the Attractions of Uncertainty / M. Beugnet et al. (eds). Edinburgh: Edinburgh University Press. P. 1–13.

9. Brown W. Tachyons, Tactility, Drawing and Withdrawing: Cinema at the Speed of Darkness // Panoptikum. 2021. Vol. 26. P. 19–38.

10. Canudo R. Reflections on the Seventh Art // French Film Theory and Criticism: A History: Anthology. 1907–1939. Vol. 1: 1907–1929 / R. Abel (ed.). Princeton: Princeton University Press, 1988. P. 291–303.

11. Cubitt S. The Practice of Light. A Genealogy of Visual Technologies From Prints to Pixels. Cambridge, MA; L.: MIT Press, 2014.

12. Elcott N. M. Artificial Darkness. An Obscure History of Modern Art and Media. Chicago: University of Chicago Press, 2019.

13. MacDonald S. Avant-Doc: Intersections of Documentary and Avant-Garde Cinema. Oxford: Oxford University Press, 2015.

14. MacDonald S. Gardens of the Moon: The Modern Cine-Nocturne // Technology and the Garden / K. I. Helphand, M. G. Lee (eds). Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collections, 2014. P. 201–229.

15. Misek R. The Black Screen // Indefinite Visions: Cinema and the Attractions of Uncertainty / M. Beugnet et al. (eds). Edinburgh: Edinburgh University Press. P. 38–52.

16. Suranjan G. All That is Light: Stan Brakhage on Film // British Film Institute. 12.01.2023. URL: https://www.bfi.org.uk/sight-and-sound/interviews/all-that-light-stan-brakhage-film.


Рецензия

Для цитирования:


Грибова М. Всматривание как (дис)функциональная оптика: что дает «плохая» видимость? Versus. 2023;3(3):119-133. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-119-133

For citation:


Gribova M. Peering-into as (Dys)Functional Optics: What Gives “Poor” Visibility? Versus. 2023;3(3):119-133. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-119-133

Просмотров: 217


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)