Кино или танец? О чем молчат «Заметки о жесте» Джорджо Агамбена и что они (не) могут дать современной теории кино
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-54-83
Аннотация
В статье предпринимается попытка прояснить значение работ о кино Джорджо Агамбена для современной теории кино. Среди киноведов наиболее востребованной является теория жеста Агамбена, на основе которой некоторые исследователи констатируют жестовый поворот в осмыслении кино. Отталкиваясь от эссе Агамбена «Заметки о жесте» в статье ставится под вопрос продуктивность теории жеста для современных исследований кино и проясняются причины, по которым прямой перенос размышлений Агамбена о жесте в контекст исследований кино является проблематичным. Для этого основные положения эссе «Заметки о жесте» разъясняются в связи с онтологическим проектом итальянского философа, что позволяет указать на то, что в основании понятия жеста располагается не теория образа, а предельный опыт языка. Проведенный в статье анализ позволяет утверждать, что понятие жеста содержит ряд апорий, если жест понимается как элемент кинематографа и прочитывается в контексте теории кино. В частности, показывается, что вопреки намерению итальянского философа «Заметки о жесте» не могут рассматриваться как продолжение, уточнение и развитие работ про кино Жиля Делёза. Вместе с тем указание на проблематичность этого понятия для киноведов не мешает распознать в теории жеста иной потенциал, который раскрывается через фигуру танца. В большинстве текстов Агамбена образ танца носит преимущественно метафорический характер. Чтобы придать танцу понятийный вес и, в частности, показать, что через танец проясняется специфическая диалектика в мысли итальянского философа, следует соотнести теорию жеста с опытом танца. Жест, понятый не как элемент кино, а как танец, удерживающий вместе статику и динамику и проявляющий ритмическую природу бытия, оказывается тем понятием, посредством которого Агамбен движется в сторону концепции формы-жизни, которая является предметом его поздних работ и станет центральной в последних томах цикла Homo Sacer.
Список литературы
1. Агамбен Дж. Genius // Он же. Профанации. М.: Гилея, 2014. С. 7‒18.
2. Агамбен Дж. Opus Dei. Археология службы. М.: Издательство Института Гайдара; СПб.: Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2022.
3. Агамбен Дж. Автопортрет в кабинете. М.: Ад Маргинем Пресс, 2019.
4. Агамбен Дж. Бычий голод // Он же. Нагота. М.: Грюндриссе, 2014. С. 160–174.
5. Агамбен Дж. Водовороты // Он же. Костер и рассказ. М.: Грюндриссе, 2015. С. 73–78.
6. Агамбен Дж. Заметки о жесте // Он же. Средства без цели. Заметки о политике. М.: Гилея, 2015. С. 55–66.
7. Агамбен Дж. Кино Ги Дебора // Транслит. 2012. № 12. С. 106 –110.
8. Агамбен Дж. Последняя глава истории мира // Он же. Нагота. М.: Грюндриссе, 2014. С. 175–177.
9. Беньямин В. Кафка. М.: Ад Маргинем, 2000.
10. Беньямин В. О языке вообще и о языке человека // Он же. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: Издательский центр РГГУ, 2012. С. 7–26.
11. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: В 2 т. Т. 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001.
12. Клейст Г. О театре марионеток // Избранное. М.: Художественная литература, 1977. С. 513–518.
13. Коммерель М. Поэт как вождь в период немецкой классики. СПб.: Владимир Даль, 2018.
14. Погребняк А. Efficium. Джорджо Агамбен о должности бытия // Агамбен Дж. Opus Dei. Археология службы. М.: Издательство Института Гайдара; СПб.: Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2022. С. 201–260.
15. Adler A. C. The Intermedial Gesture, Agamben and Kommerell // Angelaki: Journal of Theoretical Humanities. 2007. Vol. 12. № 3. P. 57–64.
16. Agamben G. Kommerell, or On Gesture // Idem. Potentialities. Collected Essays in Philosophy. Stanford: Stanford University Press, 1999. P. 77–85.
17. Agamben G. Nymphs // Releasing the Image: From Literature to New Media / J. Khalip, R. Mitchell (eds). Stanford: Stanford University Press, 2011. P. 60–80.
18. Agamben G. The Use of Bodies. Stanford: Stanford University Press, 2015.
19. Asman C. Return of the Sign to the Body: Benjamin and Gesture in the Age of Retheatricalization // Discourse. 1994. Vol. 16. № 3. P. 46–64.
20. Casini S. Phantasmata of Dance: Time and Memory within Choreographic Constraints // Forum for Modern Language Studies. 2019. Vol. 55. № 3. P. 325–338.
21. Cinema and Agamben. Ethics, Biopolitics and the Moving Image / H. Gustafsson, A. Grønstad (eds). L.: Bloomsbury, 2014.
22. Harbord J. Ex-centric Cinema. Giorgio Agamben and Film Archaeology. L.: Bloomsbury Academic, 2016.
23. Murray A. Giorgio Agamben. N. Y.: Routledge, 2010.
24. Noys B. Gestural Cinema?, on Two Texts by Giorgio Agamben, “Notes on Gesture” (1992) and “Difference and Repetition: On Guy Debord’s Films” (1995) // Film-Philosophy. 2004. Vol. 8. № 2. URL: https://www.euppublishing.com/doi/10.3366/film.2004.0012.
25. Torlasco D. The Rhythm of Images: Cinema Beyond Measure. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2021.
Рецензия
Для цитирования:
Горяинов О. Кино или танец? О чем молчат «Заметки о жесте» Джорджо Агамбена и что они (не) могут дать современной теории кино. Versus. 2023;3(3):54-83. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-54-83
For citation:
Goryainov O. Cinema or Dance? What Giorgio Agamben’s “Notes on Gesture” are Silent About, and What They (Don’t) Have to Say About Contemporary Film Theory. Versus. 2023;3(3):54-83. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-54-83