Preview

Versus

Расширенный поиск

Кинематографическая мысль: от контролирующей рефлексии к вниманию/восприятию

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-36-53

Аннотация

Возникновение кинематографа часто представляется закономерным результатом развития практик представления, объединяющих мысль и видение в паноптическом схватывании целого. Кинематограф в этой перспективе становится одним из инструментов современного общества контроля, принимающего на себя ответственность за индивидуализацию. Вместе с тем в феноменологии, психоанализе и теории кино можно обнаружить тенденции, позволяющие разомкнуть контролирующую мысль и взгляд. В феноменологии понимание мышления сдвигается от активного синтеза к пассивированным модальностям, в психоанализе — мышление интерпретируется как «пробное действие» и тесно связывается с органами чувств и восприятием, а в теории кино совершается открытие измерения интимного, близкого. В настоящей статье мы попытаемся проследить, как современный кинематограф в лице своих наиболее ярких представителей сопротивляется контролирующим стратегиям взгляда. Фильмы Джима Джармуша можно рассмотреть как прецедент активного переосмысления паноптической модели посткапиталистического общества. В фильме-перформансе «Предел контроля» он последовательно дискредитирует рефлексивные основания видения, противопоставляя мысли-представлению апперцептивную мысль, понимаемую им как «более тонкое восприятие реальности». Апперцептивная мысль, основанная на внимании и восприятии, осваивает пространство близкого. Субъектом мысли нового типа является главный герой, чей пластический жест и тип движения в пространстве фильма можно описать с помощью таких терминов, как «вибрация», «резонанс» и «аффективная волна». Джим Джармуш предлагает такой способ переживания мира, который характеризуется погружением в глубину мира, резонансным «избирательным откликом», а также возможностью почти бесконечно длиться.

Об авторе

Н. Савченкова
Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
Россия

Нина Савченкова

Центр практической философии «Стасис»



Список литературы

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Он же. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: Издательский центр РГГУ, 2012. С. 190–234.

2. Платон. Софист // Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 275‒345.

3. Фрейд З. Положения о двух принципах психического события // Он же. Психология бессознательного. М.: АСТ, 2006. С. 11‒23.

4. Смит Г. Измененные состояния: интервью с Джимом Джармушем // Синематека. 21.08.2009. URL: http://www.cinematheque.ru/post/141234.

5. Тодорова П. Предел контроля // Cineticle. 2010. № 4. URL: http://www.cineticle.com/text/230--the-limits-of-control.html.


Рецензия

Для цитирования:


Савченкова Н. Кинематографическая мысль: от контролирующей рефлексии к вниманию/восприятию. Versus. 2023;3(3):36-53. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-36-53

For citation:


Savchenkova N. Cinematic Thought: From Controlling Reflection to Attention/Perception. Versus. 2023;3(3):36-53. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-36-53

Просмотров: 253


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)