Флешфорвард — будущее сейчас
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-12-35
Аннотация
В «Судьбе образов» Жак Рансьер утверждает, что конец образов остался позади нас. Он ратует за эстетику образа, признающую, что образы сохраняют свою власть как дидактическое документирование следов истории, как напрямую воздействующие прерывания и как открытые для бесконечной рекомбинации знаки видимого и говоримого. Но относится ли утверждение Рансьера к кино? Его кино-референции, как и у Делёза, представляют собой преимущественно модернистские образы-время. Действительно ли будущее кино заключено в этой форме образа-времени, или же «суть» кино вышла за его пределы? Данная статья предлагает посмотреть на третью категорию кинематографических образов, основанных на третьем синтезе времени, как он разрабатывается Делёзом в «Повторении и различии». Несмотря на то, что по-прежнему существуют образы-движение, работающие в логике рациональной монтажной склейки, последовательного монтажа и интеграции сцены в целое и основанные на первом пассивном синтезе времени, а образы-время все еще находят новых режиссеров, чье творчество укоренено во втором синтезе времени, где царят несоразмерная или иррациональная монтажная склейка сосуществующих слоев чистого прошлого, сущность кино сегодня сместилась к «нейрообразу», основанному на логике базы данных и связанному с третьим синтезом времени. Это нечистый образный режим, потому что он повторяет и ремикширует все предшествующие образные режимы с их специфическими темпоральными порядками (образ-время и образ-движение), однако он лишает эти режимы основания ввиду господства третьего синтеза и спекулятивной природы будущего как такового. Сравнивая фильм Алена Рене «Хиросима, любовь моя» (1959) и телевизионный сериал «Вспомни, что будет» (2009), автор анализирует темпоральные операции, которые образ из образа-времени производит над этими образами из нового режима образности — образ будущего и образ из будущего.
Ключевые слова
Список литературы
1. Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004.
2. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998.
3. Манович Л. Язык новых медиа. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
4. Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.
5. Сойер Р. Вспомни, что будет. М.: Эксмо, 2011.
6. Deleuze G. The Brain is the Screen // The Brain is the Screen: Deleuze and the Philosophy of Cinema / G. Flaxman (ed.). Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000. P. 365–373.
7. Peter Greenaway, Cinema = Dead // YouTube. 30.06.2007. URL: http://www.youtube.com/watch?v=-t-9qxqdVm4.
8. Pisters P. Synaptic Signals: Time Travelling Through the Brain in the Neuro-Image // Deleuze Studies. Vol. 5. № 2. P. 261–274.
9. Pisters P. The Neuro-Image: A Deleuzian Film-Philosophy of Digital Screen Culture. Stanford: Stanford University Press, 2012.
10. Ranciere J. Les Écarts du cinéma. P.: La Fabrique Editions, 2011.
11. Rodowick D. N. The Virtual Life of Film. Cambridge: Harvard University Press, 2007.
12. Sawyer R. FlashForward. N. Y.: Tor, 1999.
13. Williams J. Gilles Deleuze’s Philosophy of Time: A Critical Introduction and Guide. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2011.
Рецензия
Для цитирования:
Пистерс П. Флешфорвард — будущее сейчас. Versus. 2023;3(3):12-35. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-12-35
For citation:
Pisters P. Flashforward: The Future is Now. Versus. 2023;3(3):12-35. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-3-12-35