Невидимость: об эпистемологии признания
Аннотация
Отталкиваясь от метафорического значения понятия невидимости (как намеренного игнорирования), автор статьи задается вопросом, как можно эпистемологически представить акт «признания». Отправной точкой служит гипотеза, что различие между двумя формами невидимости – физической, буквальной, и метафорической, намеренной, – косвенно указывает на то, что именно должно добавиться к восприятию человека – к осознанию его присутствия, – чтобы оно превратилось в акт признания. Рассмотрение вопроса о значении признания предваряется подробным анализом различия между буквальным и переносным смыслом «невидимости». История культуры знает немало случаев, когда те, кто обладает властью, показывают свое социальное превосходство, не замечая тех, над кем они властвуют. «Смотрение сквозь» другого обладает перформативным элементом, поскольку требует особой манеры поведения или жестов, свидетельствующих о том, что этого другого не видят не просто случайно, а намеренно. «Восприятие» должно значить больше, чем предполагает его зрительный аспект, а именно – опознавание кого- или чего-либо и наблюдение за ним. Видимость означает больше, чем воспринимаемость, поскольку подразумевает способность к элементарной индивидуальной идентификации субъекта. Физическая видимость подразумевает элементарную форму индивидуальной распознаваемости и, соответственно, представляет собой первый, базовый уровень того, что мы называем познанием. В статье предпринимается попытка сформулировать концепцию, которая представляет собой положительную противоположность «невидимости», понимаемой в переносном смысле.
Об авторе
А. ХоннетГермания
Франкфурт-на-Майне; Нью-Йорк
Список литературы
1. Винникотт Д. Роль матери и семьи как зеркала в развитии ребенка // Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012.
2. Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Соч. Т. 3. М.: Наука, 1997.
3. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001.
4. Diamond C. Eating Meat and Eating People // The Realistic Spirit: Wittgenstein, Philosophy, and the Mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. P. 319–334.
5. Honneth A. Invisibility: On the Epistemology of Recognition // Aristotelian Society. Supplementary Volume, 2001. Vol. 75. Issue 1. P. 111–126.
6. Plessner H. Lachen und Weinen // Philosophische Anthropologie. Fr.a.M: Fischer, 1970. P. 11–172.
7. Spitz R. A., Wolf К. M. The Smiling Response: A Contribution to the Ontogenesis of Social Relations // Genetic Psychology Monoprints. 1946. № 34. P. 57–125.
8. Stern D. The First Relationship: Infant and Mother. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1977.
9. Velleman J. D. Love as a Moral Emotion // Ethics. 1999. № 109. P. 338–374.
10. Winnicott D. Rol materi i sem’i kak zerkala v razvitii rebyonka [Mirror Role of Mother and Family]. Winnicott D. Igra i realnost, Moscow, Institut obschegumanitarnyih issledovanii, 2012.
Рецензия
Для цитирования:
Хоннет А. Невидимость: об эпистемологии признания. Versus. 2021;1(1):194-213.
For citation:
Honneth A. Invisibility: On the Epistemology of Recognition. Versus. 2021;1(1):194-213. (In Russ.)