Preview

Versus

Расширенный поиск

Событие упразднения и упразднение события

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-2-114-150

Аннотация

Событие упразднения и упразднение события Предметом исследования, представленного в этой статье, является понятие мессианского события в философском проекте Джорджо Агамбена. Центральным текстом для этого исследования является книга «Оставшееся время. Комментарий к Посланию к Римлянам», в которой итальянский философ предлагает свою концепцию мессианизма. Центральным событием, на котором выстраивается эта концепция, является событие упразднения диспозитива закона, которое открывает время аномии. На основе внимательного прочтения «Оставшегося времени» выделяются три ключевые особенности концепции мессианского события: во-первых, оно погружено в прошлое и требует своей реактуализации посредством «расчистки» от традиции; во-вторых, событие, как оно понимается Агамбеном, с самого начала лишено своей захватывающей силы и предстает обездействованным и «разложенным на составляющие»; в-третьих, мессианское событие не может служить основанием для какой-либо позитивной исторической силы, что является важным аспектом критической составляющей проекта Агамбена. Как демонстрируется во второй части статьи, такое понимание мессианского события ведет к упразднению самого горизонта будущего, что ставит препятствие не только перед политическим потенциалом мессианизма, но и накладывает серьезные ограничения эпистемологического характера: упраздняя саму возможность будущего события, нам ничего не остается, кроме как упускать будущее, оставляя его без внимания.

Об авторе

Г. Лайус
Институт философии, Лёвенский католический университет (KU Leuven)
Бельгия

Георгий Лайус



Список литературы

1. Агамбен Дж. В этом изгнании. Итальянский дневник 1992–94 // Средства без цели. Заметки о политике / Пер. с ит. Э. Саттарова. М.: Гилея, 2015. С. 119–139.

2. Агамбен Дж. Высочайшая бедность. Монашеские правила и форма жизни / Пер. с ит. и лат. С. Ермакова. М.: Издательство Института Гайдара; СПб.: Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2020.

3. Агамбен Дж. Оставшееся время: Комментарий к Посланию к Римлянам / Пер. с ит. С. Ермакова. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

4. Агамбен Дж. Позавчера или послезавтра // Центр политического анализа. 05.03.2023. URL: https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/pozav-chera-ili-poslezavtra.

5. Агамбен Дж. Царство и слава. К теологической генеалогии экономики и управления / Пер. с ит. Д. Фарафоновой (гл. 1–8), Е. Смагиной (приложение); под науч. ред. Д. Раскова и др. М.: Издательство Института Гайдара; СПб.: Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2018.

6. Агамбен Дж. Церковь и время // Что современно? / Пер. с ит. А. Соколовски. Киев: Дух i лiтера, 2012. С. 63‒77.

7. Агамбен Дж. Что такое акт творения? // Костер и рассказ / Пер. с ит. и прим. Э. Саттарова; под ред. М. Лепиловой. М.: Grundrisse, 2015. C. 45–73.

8. Агамбен Дж. Что такое диспозитив? // Что современно? / Пер. с ит. А. Соколовски. Киев: Дух i лiтера, 2012. С. 13‒44.

9. Агамбен Дж. Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь / Пер. с ит. И. Левиной и др.; под науч. ред. Д. Новикова. М.: Европа, 2011.

10. Агамбен Дж. Opus Dei. Археология службы / Пер. с ит. С. Ермакова; под науч. ред. Д. Раскова, А. Погребняка (при участии Г. Лайуса). М.: Издательство Института Гайдара; СПб.: Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2022.

11. Агамбен Дж. Stasis. Гражданская война как политическая парадигма / Пер. с ит. С. Ермакова. СПб.: Владимир Даль, 2021.

12. Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр. О. Головой. М. — СПб.: Московский философский фонд; Университетская книга, 1999.

13. Беньямин В. О понятии истории // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения / Пер. с нем.; сост. и послесл. И. Чубарова, И. Болдырева. М.: Издательский центр РГГУ, 2012. С. 237–254.

14. Бибихин В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993.

15. Боянич П. Насилие и мессианизм. Екатеринбург — М.: Кабинетный ученый, 2018.

16. Встреча с Джорджо Агамбеном (Открытый философский факультет) // Youtube. 04.03.2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yQzu07Sed-tI&t=1782s.

17. Ермаков C. Апокалиптическое народничество, или Чем опасен Агамбен // Агамбен Дж. Stasis. Гражданская война как политическая парадигма / Пер. с ит. С. Ермакова. СПб.: Владимир Даль, 2021. С. 127–188.

18. Капуто Д. Как секулярный мир стал постсекулярным // Логос. 2011. Т. 21. № 3. С. 186–205.

19. Магун А. Отрицательная революция: к деконструкции политического субъекта. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.

20. Магун А. Понятие события в философии Владимира Бибихина // Stasis. 2015. Т. 3. № 1. С. 156–176.

21. Романо К. Авантюра времени / Пер. с фр. Р. Лошакова; под науч. ред. Г. Вдовиной. М.: РИПОЛ классик, 2017.

22. Сандомирская И. Past Discontinuous. Фрагменты реставрации. М.: Новое литературное обозрение, 2022.

23. Узланер Д. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. Т. 21. № 3. С. 3–32.

24. Филиппов А. Якоб Таубес: к политической теологии // Таубес Я. Ad Carl Schmitt. Сопряжение противостремительного / Пер. с нем. Д. Кузницына. СПб.: Владимир Даль, 2021.

25. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.

26. Шмитт К. Номос земли в праве народов Jus Publicum Europaeum / Пер. с нем. К. Лощевского, Ю. Коринца; под ред. Д. Кузницына. СПб.: Владимир Даль, 2008.

27. Agamben G. Idea of Prose / M. Sullivan, S. Whitsitt (tr.). Albany: State University of New York Press, 1995.

28. Agamben G. Il Messia e il sovrano // La potenza del pensiero. Saggi e conferenze. Vicenza: Neri Pozza, 2005. P. 251–271.

29. Agamben G. Time and History. Critique of the Instant and the Continuum // Infancy and History: The Destruction of Experience / L. Heron (tr.). L. — N. Y.: Verso, 1993.

30. Agamben G. The Signature of All Things: On Method / L. D’Isanto with K. Attell (tr.). N. Y.: Zone Books, 2009.

31. Agamben G. The Use of Bodies (Homo Sacer, IV, 2) / A. Kotsko (tr.). Stanford: Stanford University Press, 2016.

32. Bensussan G. Le temps messianique. Temps historique et temps vécu. P.: Vrin, 2001.

33. Chiesa L., Ruda F. The Event of Language as Force of Life. Agamben’s Linguistic Vitalism // Angelaki. Journal of the Theoretical Humanities. 2011. Vol. 16. № 3. P. 163–180.

34. Cimino A. Agamben’s Political Messianism in “The Time That Remains” // International Journal of Philosophy and Theology. 2016. Vol. 77. № 3. P. 85– 101.

35. Delahaye E. About Chronos and Kairos. On Agamben’s Interpretation of Pauline Temporality Through Heidegger // International Journal of Philosophy and Theology. 2016. Vol. 77. № 3. P. 85–101.

36. Derrida J. Donner le temps I. La fausse monnaie. P.: Éditions Galilée, 1991.

37. Derrida J. Foi et savoir. Suivi de Le Siècle et le pardon. P.: Éditions du Seuil, 2001.

38. Geldof K. Messianisme en revolutie bij Lukácz en Benjamin. Een terreinverkenning // Benjamin Journaal. 1997. № 5. P. 138–162.

39. Layus G. To Live Means to Read: Agamben’s Messianism as an Archaeological Inquiry // International Journal of Philosophy and Theology. 2023. Vol. 84. № 2. P. 114–132.

40. Scholem G. Towards an Understanding of the Messianic Idea in Judaism // The Messianic Idea in Judaism and Other Essays on Jewish Spirituality / A. Hertzberg (foreword). N. Y.: Schocken Books, 1971. P. 1–37.

41. Taubes J. Political Theology of Paul / D. Hollander (tr.), A. Assmann et al. (eds). Stanford: Stanford University Press, 2004.


Рецензия

Для цитирования:


Лайус Г. Событие упразднения и упразднение события. Versus. 2023;3(2):114-150. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-2-114-150

For citation:


Layus G. The Event of Deactivation and Deactivation of Event. Versus. 2023;3(2):114-150. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-2-114-150

Просмотров: 193


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)