Preview

Versus

Расширенный поиск

Из любви к опере

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-23-54

Аннотация

Опираясь на идеи Зигмунда Фрейда и Жака Лакана, Младен Долар и Славой Жижек, основоположники Люблянской школы психоанализа, обращаются в своей работе к опере: Младен Долар — к Моцарту, Славой Жижек — к Вагнеру. Ее название отсылает к двум смертям, символической и реальной, о которых Лакан говорит в связи с этикой и эстетикой в своем VII семинаре. Смерть вместе любовью образуют центр как оперного, так и психоаналитического нарратива. В последнее время психоаналитический подход к опере заслуженно пользуется дурной славой. Обычно его продуктом является деконструктивистское прочтение либретто или, что еще хуже, довольно примитивное фрейдистское развенчание его (патриархальных, антисемитских и/или антифеминистских) предубеждений. Однако авторы утверждают, что опера заслуживает лучшего. Сама историческая связь между оперой и психоанализом наводит на размышления; момент рождения психоанализа (начало ХХ века) также обычно воспринимается как момент смерти оперы — как будто после психоанализа опера, по крайней мере в ее традиционной форме, более не была возможна. Неудивительно, что отголоски фрейдизма присутствуют у большинства претендентов на звание последней оперы.

Об авторах

С. Жижек
Лондонский университет; Люблянский университет (ULJ)
Великобритания

Славой Жижек



М. Долар
Люблянский университет; Академия Яна ван Эйка
Словения

Младен Долар



Список литературы

1. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.

2. Жижек С. Щекотливый субъект. М.: Дело, 2014.

3. Зупанчич А. Этика реального. СПб.: Скифия-принт, 2019.

4. Лакло Ш. де. Опасные связи. М.; Л.: Наука, 1965.

5. Стербини Ч. Севильский цирюльник: либретто. URL: http://libretto-oper.ru/rossini/sevilskii-ciryulnik.

6. Braunstein N. A. Le desir de Scarpia // Analytica. Vol. 46. P.: Navarin, 1986. Cooke D. I Saw the World End. Oxford: Oxford University Press, 1979.

7. Cord W. O. An Introduction to Richard Wagner’s “Der Ring des Nibelungen”. Athens: Ohio University Press, 1983.

8. Donington R. Wagner’s “Ring” and Its Symbols. L.: Faber and Faber, 1990.

9. Gutman R. Richard Wagner. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1990.

10. Lear J. Happiness, Death, and the Remainder of Life. Cambridge: Harvard University Press, 2000.

11. Ledbetter S. Notes to Charles Mackerras // Mozart W. A. Cosi fan tutte. Telarc, CD- 80399.

12. Lindenberger H. Opera in History. Stanford: Stanford University Press, 1998.

13. Mannoni O. “Je sais bien, mais quand meme...” // Clefs pour l’imaginaire ou l’Autre Scène. P.: Editions du Seuil, 1969.

14. Salecl R., Žižek S. Gaze and Voice as Love Objects. Vol. 1. Durham: Duke University Press, 1996.

15. Tanner M. Wagner. L.: Flamingo, 1997.

16. Wagner R. Prose Works. L.: K. Paul, 1972. Vol. 6.

17. Watson D. The Wordsworth Dictionary of Musical Quotations. Edinburgh: Wordsworth, 1994.

18. Žižek S. Tarrying with the Negative. Durham: Duke University Press, 1993.

19. Zupančič A. Ethics of the Real. L.: Verso Books, 2000.


Рецензия

Для цитирования:


Жижек С., Долар М. Из любви к опере. Versus. 2023;3(1):23-54. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-23-54

For citation:


Žižek S., Dolar M. For the Love of Opera. Versus. 2023;3(1):23-54. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-23-54

Просмотров: 160


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)