Некоторые сцены пересечения психоанализа и оперы
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-6-22
Аннотация
В статье теоретизируются интеллектуальные пересечения психоанализа и оперы. В первую очередь анализу подвергаются амбивалентные отношения Зигмунда Фрейда с музыкой вообще и с оперой в частности. Принципиальной причиной сознательного отказа Фрейда от влияния музыки становится невозможность концептуализации наслаждения. Одним из первых сводить вместе музыкологический и психоаналитический дискурсы стал Макс Граф, который был не только другом Густава Малера и Арнольда Шёнберга, но и входил в самый первый психоаналитический круг друзей, собиравшийся у Фрейда дома. Статья Макса Графа, в которой он предложил подробный анализ «Летучего голландца» Рихарда Вагнера, стала первой психоаналитической публикацией, посвященной оперному искусству. Сыном Макса Графа был Герберт Граф, известный в истории психоанализа как Маленький Ганс. Именно его фигура определенно находится на пересечении психоанализа и оперного искусства. Герберт Граф защитил диссертацию по творчеству Рихарда Вагнера и впоследствии стал выдающимся режиссером-постановщиком опер. В своей диссертации Герберт Граф использует психоаналитические идеи Фрейда для построения своей теории оперной постановки. Именно в этом тексте на первый план выходят понятия, объединяющие бессознательную и оперную сцены, а именно: фантазии, желания, идентификации. Представленная выше проблематика служит для контекстуализации и картографирования пространства встречи оперы и психоанализа, фантазма и его воплощения, описанию которого посвящена книга Славоя Жижека и Младена Долара «Вторая смерть оперы», фрагмент которой публикуется в этом номере журнала.
Список литературы
1. Вагнер Р. Опера и драма. М.: РИПОЛ классик, 2022.
2. Гегель Г. В. Ф. Эстетика // Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1971.
3. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997.
4. Долар М. Голос и ничего больше. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018.
5. Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. М.: Чоро, 1994.
6. Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta (фигуры Вагнера). СПб.: Аксиома, 1999.
7. Ницше Ф. Казус Вагнер // Генеалогия морали. Казус Вагнер. М.: АСТ, 2022.
8. Фрейд З. Моисей Микеланджело // Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.
9. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Фирма СТД, 2004.
10. Фрейд З. Я и оно. М.: Меттэм, 1990.
11. Dachet F. Hommage sonore et musical à l’Homme invisible // Graf H. Richard Wagner metteur en scène. Étude pour une histoire du développement de la mise en scene à l’opéra. P.: Cahiers de l’Unebévue, 2011. P. 7‒61.
12. Freud S. Brautbriefe, 1882–1886. Fr.a.M.: Fischer, 1988.
13. Freud S. Briefe an Wilhelm Flieβ, 1887–1904. Fr.a.M.: S. Fischer Verlag, 1986.
14. Gay P. Freud. A Live of Our Time. N. Y.; L.: W. W. Norton & Co., 1988.
15. Graf H. Richard Wagner metteur en scène. Étude pour une histoire du développement de la mise en scene à l’opéra. P.: Cahiers de l’Unebévue, 2011.
16. Kittler F. Gramophone, Film, Typewriter. Stanford: Stanford University Press, 1999.
17. Letters of Sigmund Freud / E. L. Freud (еd.). N. Y.: Basic Books, 1960.
18. Žižek S., Dolar M. Opera’s Second Death. N. Y.; L.: Routledge, 2002.
Рецензия
Для цитирования:
Мазин В. Некоторые сцены пересечения психоанализа и оперы. Versus. 2023;3(1):6-22. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-6-22
For citation:
Mazin V. Some Scenes of Intersection Between Psychoanalysis and Opera. Versus. 2023;3(1):6-22. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-1-6-22