Великие даты, или Как государственная политика памяти конструирует историю
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-5-124-151
Аннотация
Главным заказчиком и актором политики памяти является государство. Именно оно заботится о составлении стандартного списка знаковых исторических событий и значимых исторических личностей. В связи с этим возникают следующие вопросы: как в советское и постсоветское время выглядел ряд исторических событий, подлежащих увековечиванию и пропаганде, как и по каким критериям производился отбор исторических личностей и событий, какие именно особенности государственной политики подчеркивали эти образы, как в этой политике памяти выражалось отношение власти к роли личности и народных масс в истории, как в ней отражался гендерный момент, наконец, какое влияние на нее оказывало отношение власти к религии? Яркими примерами официальной политики памяти служат беседка в Нескучном саду, поставленная в 1951 году в честь 800-летия Москвы, и художественное оформление Боровицкой площади с примыкающим к ней Александровским садом, возникшее уже в 2010-х годах. В процессе их описания обнаруживаются общие черты — акцент на решении политических проблем с помощью вооруженной силы (война или революция), ярко выраженная маскулинность и акцент на славных военных победах, что, безусловно, свидетельствует о позитивном отношении власти к войне и армии и отражается в милитаризации истории. Однако между ними есть и различия — в отношении к истории, религии, революции, войне и роли народных масс в истории, — которые характеризуют политику двух государств. На этих примерах анализируются особенности советской и постсоветской мемориальных культур. Подчеркивается архаизация мышления и общественного дискурса, характерная для постсоветского периода.
Об авторе
В. ШнирельманРоссия
Виктор Шнирельман
Москва
Список литературы
1. Андреевский Г. Сороковые годы. М.: Московский рабочий, 2001.
2. Архангельский А. Системная архаика вместо бессистемного модерна // Сolta. 12.10.2015. URL: https://colta.ru/articles/society/8824-sistemnaya-arhaikavmesto-bessistemnogo-moderna.
3. Банников К. Архаический синдром. О современности вневременного // Отечественные записки. 2013. № 1. С. 58–69.
4. Болтунова Е. «Пришла беда, откуда не ждали»: как война поглотила революцию // Неприкосновенный запас. 2017. № 6. С. 109–128.
5. Бордюгов Г., Бухараев В. Национальная историческая мысль в условиях советского времени // Национальные истории в советском и постсоветских государствах. М.: АИРО-XX, 1999. С. 21–72.
6. Быков В. Жестокая правда войны. Воспоминания пехотинца. М.: Родина, 2020.
7. Волков Д. Путин уверен, что граждане России поддерживают признание ДНР и ЛНР. Но так ли это на самом деле? // Левада-Центр. 24.02.2022. URL: http://levada.ru/2022/02/24/putin-uveren-chto-grazhdane-rossii-podderzhivayut-priznanie-dnr-i-lnr-no-tak-li-eto-na-samom-dele-intervyu-denisa-volkova/.
8. Вольное историческое общество. Какое прошлое нужно будущему России. М.: ВИО, 2017.
9. Ганелин Р. Сталин и советская историография предвоенных лет // Новый часовой. 1998. № 6–7. C. 102–103.
10. Гудков Л. 1917 год в структуре легитимности российской власти // Неприкосновенный запас. 2017. № 6. С. 154–172.
11. Гудков Л. Баланс достижений и неудач Путина // Левада-Центр. 08.04.2021. URL: https://levada.ru/2021/04/08/balans-dostizhenij-i-neudach-putina.
12. Гудков Л. Массовая идентичность и институциональное насилие // Вестник общественного мнения. 2003. № 1. С. 28–44.
13. Гудков Л. Разница в представлениях и политических установках между путинской элитой и основной массой населения оказалась ничтожной // Историческая экспертиза. 2021. № 1. С. 94–114.
14. Давыдов И. История без лат. В защиту русской свободы и русской человечности // Московский центр Карнеги. 05.12.2016. URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=66276.
15. День победы // Левада-Центр. 30.04.2019. URL: https://levada.ru/2019/04/30/denpobedy–3/.
16. Дивеевская тайна и предсказания о Воскрешении России. Преподобный Серафим Саровский Чудотворец. М.: Вече, 2010.
17. Добренко Е. Поздний сталинизм. Эстетика политики. М.: Новое литературное обозрение, 2020. Т. 1.
18. Дубровский А. Историк и власть. Историческая наука в СССР и концепция феодальной России в контексте политики и идеологии (1930–1950-е гг.). Брянск: Брянский гос. ун-т, 2005.
19. Историческая политика в XXI веке. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
20. Миллер А. Политика памяти в посткоммунистической Европе и ее воздействие на европейскую культуру памяти // Полития. 2016. № 1. С. 111–121.
21. Калинин И. Призрак юбилея // Неприкосновенный запас. 2017. № 1. С. 11–20.
22. Кинг Д. Пропавшие комиссары. Фальсификация фотографий и произведений искусства в сталинской России. М.: Контакт-культура, 2005.
23. Колоницкий Б., Мацкевич М. Десакрализация революции и антиреволюционный консенсус в современной России: юбилей 2017 года и его политическое использование/неиспользование // Мир России. 2018. № 4. С. 78–101.
24. Копосов Н. Память старого режима: история и политика в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
25. Кустова Э. Неудобный юбилей: столетие русской революции // Россия 2017: Ежегодный доклад Франко-российского аналитического центра Обсер-во. М.: Новый век, 2017. С. 456–464.
26. Шнирельман В. Социальная память — вопросы теории // Историческая память и российская идентичность. М.: РАН, 2018. С. 12–24.
27. Коржавин Н. В соблазнах кровавой эпохи // Новый мир. 1992. № 7. С. 154–212.
28. Костырченко Г. В плену у красного фараона. М.: Международные отношения, 1994.
29. Костырченко Г. Сталин против «космополитов». Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: РОССПЭН, 2010.
30. Левинсон А. В России предпочитают думать, что войны нет // Левада-Центр. 04.03.2022. URL: https://levada.ru/2022/03/04/v-rossii-predpochitayut-dumatchto-vojny-net/.
31. Левинсон А. Война не уходит // Левада-Центр. 21.06.2016. URL: http://levada.ru/2016/06/21/vojna-ne-uhodit/.
32. Льюис С. «Партизанская республика»: колониальные мифы и война за память в Беларуси // Новое литературное обозрение. 2020. № 6. С. 350–371.
33. Малинова О. Проблема политически «пригодного» прошлого и эволюция официальной символической политики в постсоветской России // Политическая концептология. 2013. № 1. С. 114–130.
34. Малинова О. Ю. Неудобный юбилей: итоги переосмысления мифа «основания СССР» в официальном историческом нарративе РФ // Политическая наука. 2017. № 3. С. 13–40.
35. Мининков Н. Революция в России начала XX века как умирающее место исторической памяти // Новое прошлое. 2020. № 2. С. 102–114.
36. Открытие Ржевского мемориала Советскому солдату // Президент России. 30.06.2020. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63585.
37. Поселянин Е. Н. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец и русские подвижники XIX века. М.: Аксиос, 2003. С. 122–127.
38. Тойменцев С. Авторитаризм с человеческим лицом: советский герой в постсоветском байопике // Новое литературное обозрение. 2020. № 5. С. 129–147.
39. Шимов Я. «Дед нации» и преемники. Россия и Европа на четвертом сроке Путина // Радио Свобода. 15.02.2018. URL: http://svoboda.org/a/29037222.html.
40. Шнирельман В. Геополитика, катехон и новый иррационализм. Конференция «Между разумом и верой: секулярная и религиозная культуры в эпоху (пост)модерности». Доклад на XXVI Банных чтениях. Москва, 29–30 марта 2019 г. URL: http://youtube.com/watch?v=TGRqcVXh_hI.
41. Шнирельман В. Манеж 2013–2016: публичная история России для народа? Выставки в Манеже как инструментальный подход к истории // Историческая экспертиза. 2018. № 3. С. 92–116.
42. Шелин С. Наш путь — варваризация // Росбалт. 12.12.2015. URL: http://rosbalt.ru/blogs/2015/12/12/1470681.html.
43. Шойгу и не его миллиарды — как и на что строили «храм войны». Непростая дорога к главному собору Минобороны // pasmi.ru. 06.05.2020. URL: http:// pasmi.ru/archive/267841/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com.
44. Giesen B. Triumph and Trauma. Boulder, CO; L.: Paradigm Publishers, 2004.
45. Gill G. Symbolism and Regime Change: Russia. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.
46. Laruelle M. Accusing Russia of Fascism. Polemics around Russia’s Belonging to Europe // Russia in Global Affairs. 2020. Vol. 18. №. 4. P. 100–123.
47. Linde F. State Сivilization: the Statist Core of Vladimir Putin’s Civilizational Discourse and its Implications for Russian Foreign Policy // Politics in Central Europe. 2016. Vol. 12. № 1. P. 21–35.
48. Linde F. The Civilizational Turn in Russian Political Discourse: From Pan-Europeanism to Civilizational Distinctiveness // Russian Review. 2016. Vol. 75. № 4. P. 604–625.
49. Nora P. Between Memory and History: Les Lieux de Mémoire // Representations. 1989. Vol. 26. P. 7–24.
50. Shteynman M. Political Myth and Political Glory: Shaping Media Reality // Russian Sociological Review. 2016. Vol. 15. № 4. P. 96–113.
51. Sperling V. Putin’s macho personality cult // Communist and Post-Communist Studies. 2016. Vol. 49. № 1. P. 13–23.
52. Tsygankov A. Crafting the State-Civilization Vladimir Putin’s Turn to Distinct Values // Problems of Post-Communism. 2016. Vol. 63. № 3. P. 146–158.
53. Van Ree E. Heroes and Merchants. Stalin’s Understanding of National Character // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2007. Vol. 8. № 1. P. 41–65.
54. Weiner A. Making Sense of War: The Second World War and the Fate of the Bolshevik Revolution. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2001.
Рецензия
Для цитирования:
Шнирельман В. Великие даты, или Как государственная политика памяти конструирует историю. Versus. 2022;2(5):124-151. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-5-124-151
For citation:
Schnirelmann V. Great Dates, or How State Policies of Remembrance Construct History. Versus. 2022;2(5):124-151. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-5-124-151