Артисты советской эстрады в российских сериалах: интеграция драматургических моделей психо- и социобиографии
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-5-91-110
Аннотация
Статья посвящена драматургическим и музыкальным закономерностям современных российских сериалов-байопиков об артистах советской эстрады. В качестве инструмента исследования применяется концепция психо- и социобиографии польской исследовательницы Евы Мазерски. В первой части работы дается описание закономерностей предложенных драматургических моделей и прослеживается их развитие в позднесоветском кинематографе. Во второй части исследования рассматривается сближение и интеграция этих драматургических моделей на обширном материале российских сериалов, посвященных звездам советской популярной музыки. Особое внимание уделяется двум сериалам: «Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012) и «Рожденная звездой» (2015) с элементами биографии Эдиты Пьехи. В заключительной части статьи с помощью модели психо- и социобиографии анализируется саундтрек этих двух сериалов. С одной стороны, прослеживается, как песни, звучащие в этих сериалах, соотносятся с драматургической коллизией эпизодов, в которых они появляются. С другой — определяется репертуарная политика создателей сериалов, которая прослеживается, в частности, в соотношении песен гражданской и лирической тематики. Статья приходит к выводу, что если в позднесоветский период модели психо- и социобиографии еще обнаруживали свою автономность, которая была обратно пропорциональна идеологической выдержанности фильма, то нынешний этап определяется активным сближением и интеграцией двух моделей, которые больше не существуют в «чистом» виде. Что касается музыкальной драматургии и репертуарной политики в саундтреке, — сериалы о звездах советской эпохи продолжают развивать активную лиризацию советской эстрады, замещая гражданско-патриотическую тематику хитами зарубежного происхождения. С другой стороны, песни советской эстрады своим звучанием реконструируют культурно-исторический контекст прошлого.
Ключевые слова
Список литературы
1. Брюханова Ю., Олейников И. Современный российский байопик: реализация сюжета «Художник и Власть в эпоху застоя» // Культ-товары. Коммерциализация истории в массовой культуре / Под ред. М. П. Абашевой, М. А. Литовской и др. М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2020. С. 273–285.
2. Журкова Д. Ретросериалы об артистах советской эстрады: между конвенциями, прошлым и реальностью // Художественная культура. 2021. № 4. C. 298–331.
3. Журкова Д. А. «Старые песни о главном»: альтернативная антология советской эстрады // Новое литературное обозрение. 2021. № 169. С. 148–164.
4. Завершинская Н., Завершинская П. Кинематографические «прочтения» советской эпохи как проекция воспоминаний и забвений современного российского общества // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2017. № 3. С. 13–19.
5. Карпов Д. Рок и рок-герои в советском и российском кинематографе второй половины 1980 — первой половины 1990 гг. // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, Тверь, 2021. Спецвыпуск. Рок+. С. 4–17.
6. Сальникова Е. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
7. Цукер А. Рок в отечественном кинематографе 1980-х годов // Музыкальная академия. 2019. № 4. С. 140–155.
8. Шилова И. Проблемы звуковой образности в советском кино. М.: Знание, 1984.
9. Babington, B. Evans P. W. Blue Skies and Silver Linings: Aspects of the Hollywood Musical. Dover, NH: Manchester University Press, 1985.
10. Brackett D. Banjos, Biopics, and Compilation Scores: The Movies Go Country // American Music. 2001. № 19. Р. 265, 247–290.
11. Inglis I. Popular music history on screen: the pop/rock biopic // Popular Music History. 2007. Vol. 2. № 1. Р. 77–93.
12. Marshall L., Kongsgaard I. Representing popular music stardom on screen: the popular music biopic // Celebrity Studies. 2012. Vol. 3. № 3. Р. 346–361.
13. Mazierska E. Beyond Authenticity, Beyond Romanticism: Films About Maanam // IASPM Journal. 2017. Vol. 7. № 1. Р. 55–70.
14. Mazierska E. Polish Popular Music on Screen. L.: Palgrave Macmillan, 2020.
15. Pollock G. Artists, Mythologies and Media — Genius, Madness and Art History // Screen. 1980. Vol. 21. № 3. P. 57–96.
16. Schlotterbeck J. K. The popular musical biopic in the post-studio era: four approaches to an overlooked film genre. PhD (Doctor of Philosophy) Thesis. [University of Iowa], 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Журкова Д. Артисты советской эстрады в российских сериалах: интеграция драматургических моделей психо- и социобиографии. Versus. 2022;2(5):91-110. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-5-91-110
For citation:
Zhurkova D. Soviet Pop Artists in Russian TV Series: Integration of Dramatic Models of Psycho- and Socio-Biography. Versus. 2022;2(5):91-110. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-5-91-110