Экокритика
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-4-34-61
Аннотация
Задача разрабатываемого автором проекта «экологии без природы» заключается в том, чтобы с помощью идей деконструкции противодействовать господствующим нормативным представлениям о природе во имя наделенных чувствами существ, страдающих в катастрофических экологических условиях. Тимоти Мортон видит в самой идее природы одно из препятствий на пути к истинно экологическим политике, этике, философии и искусству. Он призывает к тщательному изучению того, как природа определяется в качестве трансцендентальной, единой и независимой категории. Исследование того, как искусство представляет окружающую среду, позволяет увидеть, что «природа» — это произвольный риторический конструкт, лишенный действительно независимого бытия за пределами или по ту сторону текстов о природе. Сама по себе риторика природы зависит от эмбиентной поэтики, то есть от способа вызывать чувство окружающей атмосферы или мира посредством текста. Мортон показывает, что люди в разные периоды времени вкладывали в понятие «природы» разнообразные идеологические смыслы; историзация этой поэтики делает очевидным, что она лишена всякого внутреннего бытия или самостоятельной ценности. История эмбиентной поэтики зависит от определенных форм идентичности и субъективности, которые также являются историческими. Не останавливаясь на историзации, автор призывает к политизации экологического искусства и использованию риторического эффекта «природы» c целью укрепления энвайронментализма. Экологическое мышление, к которому призывает Мортон, не оперирует «природой» как неким готовым, идеологическим понятием, оказываясь, таким образом, экологией «без природы». С другой стороны, непонятийный образ в экологической литературе может быть убедительной точкой притяжения для интенсивной понятийной системы, — а именно идеологической.
Об авторе
Т. МортонСоединённые Штаты Америки
Тимоти Мортон
Хьюстон
Список литературы
1. Адорно Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. – М.: Научный мир, 2003.
2. Адорно Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. – М.: Республика, 2002.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : Избр. эссе / В. Беньямин. – М.: Медиум, 1996. – С. 22–24.
4. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э. Бёрк. – М.: Искусство, 1979.
5. Вордсворт У. Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства при повторном путешествии на берега реки Уай : Избр. лирика / У. Вордсворт. – М.: Радуга, 2001.
6. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Наука, 2000.
7. Гегель Г. В. Ф. Эстетика : Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Искусство, 1986.
8. Деррида Ж. Насилие и метафизика / Ж. Деррида // Письмо и различие. – М.: Академический проект, 2000. – С. 126–250.
9. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. – М.: Искусство, 1994.
10. Латур Б. Политики природы: как привить наукам демократию / Б. Латур. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
11. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении : Т. 1 / Дж. Локк // Соч. : в 3 т. – М.: Мысль, 1985.
12. Мильтон Дж. Потерянный рай. Возвращенный рай / Дж. Мильтон. – М.: Наука, 2006.
13. Уайльд О. Критик как художник / О. Уайльд. – М.: РИПОЛ классик, 2017.
14. Canguilhem G. The Normal and the Pathological. N. Y.: Zone Books, 1991.
15. Casey E. The Fate of Place: A Philosophical History. Berkeley, СА: University of California Press, 1997.
16. Derrida J. How to Avoid Speaking: Denials // Languages of the Unsayable: The Play of Negativity in Literature and Literary Theory / S. Budick, W. Iser (eds). Stanford, CA: Stanford University Press, 1996. P. 3–70.
17. Ferry L. The New Ecological Order. Chicago: University of Chicago Press, 1995.
18. Fletcher A. A New Theory for American Poetry: Democracy, the Environment, and the Future of Imagination. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004.
19. Fritzell P. Nature Writing and America: Essays upon a Cultural Type. Ames: Iowa State University Press, 1990.
20. Gatta J. Making Nature Sacred: Literature, Religion, and Environment in America From the Puritans to the Present. Oxford: Oxford University Press, 2004.
21. Haraway D. The Companion Species Manifesto: Dogs, People, and Significant Otherness. Chicago: Prickly Paradigm Press, 2003.
22. Hothem T. The Picturesque and the Production of Space: Landscape Description in an Age of Fiction. PhD diss., University of Rochester, 2003.
23. Hughes T. Writing about Landscape // Poetry in the Making: An Anthology of Poems and Programmes from “Listening and Writing”. L.: Faber and Faber, 1967. P. 74–86.
24. Israel J. Radical Enlightenment: Philosophy and the Making of Modernity 1650–1750. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 157–327.
25. Jameson F. Globalization and Political Strategy // New Left Review. 2000. № 4. P. 49–68.
26. Kaufman R. Red Kant, or the Persistence of the Third Critique in Adorno and Jameson // Critical Inquiry. 2000. № 26. P. 682–724.
27. Luke T. W. Ecocritique: Contesting the Politics of Nature, Economy, and Culture. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997.
28. Luke T. W. Marcuse and the Politics of Radical Ecology // Ecocritique: Contesting the Politics of Nature, Economy, and Culture. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997. P. 137–152.
29. Marcuse H. An Essay on Liberation. Boston: Beacon Press, 1969.
30. Marcuse H. The Aesthetic Dimension: Toward a Critique of Marxist Aesthetics. Basingstoke: Macmillan, 1986.
31. Phillips D. Ecocriticism, Literary Theory, and the Truth of Ecology // New Literary History. 1999. Vol. 30. № 3. P. 577–602.
32. Public Image Limited. The Greatest Hits, So Far. Virgin, 1990.
33. Scarry E. On Beauty and Being Just. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1999.
34. Simpson D. Romanticism, Nationalism and the Revolt against Theory. Chicago: University of Chicago Press, 1993.
35. Williams R. Culture and Society: Coleridge to Orwell. L.: Chatto and Windus, 1958.
36. Williams R. Culture and Society: Coleridge to Orwell. L.: The Hogarth Press, 1987.
37. Williams R. Nature // Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. L.: Fontana Press, 1988. P. 219–224.
38. Williams R. Ecology // Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. L.: Fontana Press, 1988. P. 110–111.
39. Žižek S. The Indivisible Remainder: An Essay on Schelling and Related Matters. L.: Verso, 1996.
Рецензия
Для цитирования:
Мортон Т. Экокритика. Versus. 2022;2(4):34-61. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-4-34-61
For citation:
Morton T. Ecocriticism. Versus. 2022;2(4):34-61. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-4-34-61