Человек и Другой. Дистанция
Аннотация
Антропология в современном ее понимании изобретена Кантом в его докритический период. Однако сама кантовская «Антропология с прагматической точки зрения» была издана уже в самом конце жизни философа. Мишель Фуко показал возможность интерпретации этого труда как синтеза трансцендентализма и эмпирии, которая искажает всеобщие принципы трансцендентального разума или права. Именно такое искажение универсального в реальности человека, по Канту, позволяет существовать страсти, счастью и свободе. Это разделение эмпирического и трансцендентального в человеке привело к его удвоению, появлению субъекта Я наряду с объектом Я, которые Кант считал аналогонами. Отсюда идет европейская традиция вводить в состав человека Другого, в котором Я отражается как в alter ego. Это удвоение вводит в человека дистанцию, которая в дальнейшем постоянно возрастает. Антропология Канта превращается в этнографию, в которой вместо зеркального alter ego (Другого) появляется Чужой – представитель иных культур. Появление фигуры Чужого как будто позволяет выйти за рамки удвоений и аналогонов и ведет к тому, что Мерло-Понти называл «побочным универсализмом». Отношения удвоения уступают место отношениям различия, инаковости, предполагающим еще большее возрастание дистанции по отношению к той фигуре Чужого, которая формирует идею европейской идентичности. Клиффорд Гирц увидел это соскальзывание в инаковость в переводе дискурса (устного) в текст (письменный), а Пол Рабиноу предложил искать решение этому соскальзыванию в антропологической полифонии. Становление чужести и инаковости сопровождалось идеей дистанцирования чужих культур во времени. Но все эти подходы и идеи стали возможными только в рамках глобализации сознания и установления принципов общего времени и пространства. Парадокс антропологического дистанцирования, затронувший большинство локальных и неевропейских культур, оказывается продуктом расширения поля связей и отношений, составляющих новую сложность фрагментированной всеобщности.
Об авторе
М. ЯмпольскийСоединённые Штаты Америки
Нью-Йорк
Список литературы
1. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.
2. Гуди Дж. Похищение истории. М.: Весь мир, 2015.
3. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический проект, 2010.
4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. Л.: Наука, 1991.
5. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 7.
6. Кант И. Соч.: В 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 8.
7. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 3.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 4.
10. Мерло-Понти М. От Мосса к Клоду Леви-Строссу // Он же. Знаки. М.: Искусство, 2001.
11. Момильяно А. Древняя история и любители древностей (1950) // Науки о человеке: история дисциплин / Сост. и отв. ред. А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева. М.: ИД ВШЭ, 2015.
12. Рикёр П. Модель текста: осмысленное действие как текст // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 25–43.
13. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994.
14. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Русское феноменологическое общество, Логос, 1997.
15. Benoist J.-M. Facettes de L’identite // L’identite: Séminaire interdisciplinaire Dirige par Claude Levi-Strauss, professeur au Collège de France, 1974–1975. P.: PUF, 1983.
16. Clark D. L. Kant’s Aliens: The Anthropology and Its Others // The New Centennial Review. 2001. Vol. 1. № 2. P. 201–289.
17. Clastres P. Archeology of Violence. LA: Semiotext(e), 2010.
18. Clifford J. The Predicament of Culture. Twentieth-Century Ethnography, Literature, and Art. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988.
19. Comaroff J., Comaroff J. L. Ethnography and the Historical Imagination. Boulder: Westview Press, 1992.
20. Degerando J.-M. The Observation of Savage Peoples // Ethnographic Fieldwork: An Anthropological Reader / A. Robben, J. A. Sluka (eds). Oxford: Blackwell Publishing, 2007.
21. Eribon D. Michel Foucault. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991.
22. Fabian J. Presence and Representation: The Other and Anthropological Writing // Critical Inquiry. 1990. Vol. 16. № 4. P. 753–772.
23. Fabian J. Time and the Other. How Anthropology Makes its Object. N.Y.: Columbia University Press, 2014.
24. Foucault M. Introduction à l’Anthropologie // Kant I. Anthropologie d’un point de vue pragmatique. P.: Vrin, 2008.
25. Goody J. The Theft of History. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
26. Hobsbawm E. Introduction: Inventing Traditions // The Invention of Tradition / E. Hobsbawm, T. Ranger (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
27. Husserl E. Cartesianische Meditationen und Pariser Vortrage / S. Strasser (Hg. u. eingel.). Dordrecht: Springer Netherlands, 1991.
28. Kant I. Correspondence. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
29. Levinas E. Alterity and Transcendence. L.: The Athlone Press, 1999.
30. Malinowski B. A Diary in the Strict Sense of the Term. L.: The Athlone Press, 1989.
31. Pouillon J. Plus c’est la même chose, plus ça change // Nouvelle Revue de Psychanalyse. 1977. № 15.
32. Pouillon J. Traditions in French Anthropology // Social Research. 1971. Vol. 38. № 1. P. 73–92.
33. Rabinow P. Reflections on Fieldwork in Morocco. Berkeley, LA: University of California Press, 1977.
34. Ranger T. The Invention of tradition in Colonial Africa // The Invention of Tradition / E. Hobsbawm, T. Ranger (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
35. Ricoeur P. The Model of the Text: Meaningful Action Considered as a Text // New Literary History. 1973. Vol. 5. № 1. P. 91–120.
36. Sahlins M. Goodbye to Tristes Tropes: Ethnography in the Context of Modern World History // The Journal of Modern History. 1993. Vol. 65. № 1. P. 1–25.
37. Stocking G. W. Jr. French Anthropology in 1800 // Isis. 1964. Vol. 55. № 2. P. 137–142.
38. Stocking G. W. Jr. The Ethnographer’s Magic: Fieldwork in British Anthropology From Tylor to Malinowski // History of anthropology. Vol. 1: Observers observed. Essays on Ethnographic Fieldwork / G. W. Stocking, Jr. (ed.). Madison, WI: The University of Wisconsin Press, 1983.
39. Waldenfels B. Paradoxes of Representing the Alien in Ethnography // Anthropology and Alterity. Responding to the Other / B. Leistle (ed.). N.Y.; L.: Routledge, 2017.
40. Waldenfels B. Phenomenology of the Alien: Basic Concepts. Evanston: Northwestern University Press, 2011.
41. Waldenfels B. Threshold Experiences // Between Urban Topographies and Political Spaces: Threshold Experiences / F. Vighi, A. Nuselovici, M. Ponzi (eds). Lanham, MD: Lexington Books, 2014.
42. Zammito J. H. Kant, Herder, and the Birth of Anthropology. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 2002.
Рецензия
Для цитирования:
Ямпольский М. Человек и Другой. Дистанция. Versus. 2021;1(1):10-58.
For citation:
Iampolski M. A Man and the Other. Distance. Versus. 2021;1(1):10-58. (In Russ.)