От экономики слова к экономике образа Распространение иллюстрированных исторических изданий в первой половине XIX века
Аннотация
В фокусе статьи — несколько богато проиллюстрированных российских изданий по истории, появившихся в первой половине XIX века. Они рассмотрены как новый для своего времени и смешанный продукт вербальной и визуальной экономики. Сформулирован ряд наблюдений и предположений относительно специфики российского производства и рынка иллюстрированных исторических изданий, а также показано, как в одном и том же издательском проекте могут по-разному раскрываться и соединяться признаки «консервативной» и «либеральной» культуры в зависимости от того, в каком ракурсе его трактовать — экономическом, идеологическом, эстетическом, вербальном или визуальном. Особое внимание в статье уделено популярной
в свое время книге Николая Полевого «История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск» (1843), проиллюстрированной 100 гравированными на дереве рисунками Тараса Шевченко, Александра Коцебу и Рудольфа Жуковского. По мнению автора статьи, эта книга представляет собой ближайший в России первой половины XIX столетия издательский аналог заслуженно прославившихся в Европе «Истории Наполеона» (1839) Поль-Матье Лорана и «Истории Фридриха Великого» (1840) Франца Куглера, каждая из которых содержит 500 ксилографий по рисункам соответственно Ораса Верне и Адольфа Менцеля. Можно сказать, что в «Истории Суворова» Полевого устанавливается соответствие между новаторской эстетикой гравированных иллюстраций, популяризирующим повествованием, затронутым демократической идеологией, и спецификой издательского проекта в целом как незаурядного продукта современной либеральной визуальной и вербальной экономики, успех которого подтвержден рыночным спросом.
Об авторе
М. ЧернышеваРоссия
Мария Чернышева
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Белинский В. Г. История князя Италийского, графа Суворова Рымникского, генералиссимуса российских войск. Сочинение Н. А. Полевого // Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 12. М.; Л.: Госиздат, 1926.
2. Белинский В. Г. История Петра Великого. Сочинение Н. П. Ламбина // Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 12. М.; Л.: Госиздат, 1926.
3. Белинский В. Г. Наши, списанные с натуры русскими // Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 12. М.; Л.: Госиздат, 1926.
4. Белинский В. Г. Николай Алексеевич Полевой. СПб.: Тип. Э. Праца, 1846.
5. Верещагин В. А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720–1870). СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1898.
6. Живописный Карамзин, или Русская история в картинах: В 3 ч. / Изд. Андрей Прево. СПб.: Типографии Х. Гинце и Э. Праца и К°, 1836–1844.
7. Каталог книгопродавца двора е. и. в. А. Смирдина (сына) и К°. СПб., 1858.
8. Книга в России: В 2 ч. Ч. 2. Русская книга девятнадцатого века / Под ред. В. Я. Адарюкова, А. А. Сидорова. М.: Госиздат, 1924–1925.
9. Кони Ф. А. История Фридриха Великого. СПб.: М. К. Липс, 1844.
10. Ламбин Н. П. История Петра Великого. СПб.: Карл Край, 1843.
11. Левитт М. Ч. Литература и политика: пушкинский праздник 1880 года / Пер. с англ. И. Н. Владимирова и В. Д. Рака. СПб.: Академический проект, 1994.
12. Лоран де л’Ардеш П.-М. История Наполеона. СПб.: Изд. В. Семененко-Крамаревского и А. Красовского, 1842.
13. Полевой Н. А. История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск. СПб.: Тип. Journal de St.-Pétersbourg, 1843.
14. Поршнев Г. И. История книжной торговли в России. М.: Госиздат, 1925.
15. Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
16. Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике: Факты, цифры и наблюдения. СПб.: О. Н. Попова, 1895.
17. Рыкачев А. Цены на хлеб и труд в С.Петербурге за 58 лет. СПб.: Тип. ред. период. изд. М-ва фин., 1911.
18. Северюхин Д. Старый художественный Петербург: рынок и самоорганизация художников. СПб.: Мiръ, 2008.
19. Чернышева М. А. «История царствования Петра Великого» Николая Устрялова и ее художественный резонанс. К вопросу о правде и правдоподобии в науке и искусстве // Die Welt der Slaven. 2020. № 1. С. 48–55.
20. Bann S. Distinguished Images: Prints in the Visual Economy of Nineteenth-Century France. New Haven; L.: Yale University Press, 2013.
21. Bann S. Parallel Lines. Printmakers, Painters and Photographers in Nineteenth Century France. New Haven, L.: Yale University Press, 2001.
22. Bann S. The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-Century Britain and France. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.
23. Haskell F. History and its images: art and the interpretation of the past. New Haven, L.: Yale University Press, 1993.
24. Samuels M. The Illustrated History Book: History between Word and Image // The Nineteenth-Сentury Visual Culture Reader / V. R. Schwartz, J. M. Przyblyski (eds). N.Y.; L.: Routledge, 2004.
Рецензия
Для цитирования:
Чернышева М. От экономики слова к экономике образа Распространение иллюстрированных исторических изданий в первой половине XIX века. Versus. 2022;2(1):164-184.
For citation:
Chernysheva M. From Economy of the Word to Economy of the Image. Distribution of Illustrated Historical Publications in the First Half of the 19th Century. Versus. 2022;2(1):164-184. (In Russ.)