Предприниматель в литературе: самобытность вымысла
Аннотация
В центре внимания настоящей работы попытка понять, каким образом западноевропейская художественная и экономическая литература XVI — начала XX века артикулировали фигуру предпринимателя и его роль и как экономические определения и сомнения относительно фигуры предпринимателя позволяют воспринимать этого специфического экономического актора, которого в марксистской традиции зачастую смешивали с капиталистическими фигурами накопления и монополизации разного рода ресурсов. При этом художественная литература не служит лишь простой иллюстрацией различных экономических концепций предпринимательства от Ричарда Кантильона через Адама Смита и Жан-Батиста Сэя до Йозефа Шумпетера. Изучение того, как через фигуру предпринимателя художественная литература воспринимает создание богатств, позволяет реконструировать антропологию экономического действия, построенную вокруг осмысления капиталистических рисков, проекций и характера темпоральности. Основное внимание в работе уделяется трансформации роли предпринимателя — от ранних образов торговца-предпринимателя или берущего на себя риск купца у Шекспира, которые доминировали на протяжении XVI–XVIII веков, до рассмотрения образа «предпринимателя в промышленности», сложившегося в XIX веке. Независимо от степени успешности предпринимателя, он неизбежно является неустойчивой и переходной фигурой, по определению соответствующей конечному пространству-времени романной системы. Предприниматель, охваченный страстным нетерпением и неустойчивой подвижностью, заметно отличается от неоклассического рационального «управленца», который не играет никакой самостоятельной роли в теории общего равновесия. Выписывая эту романтическую фигуру предпринимателя, художественная литература предлагает эстетическую концепцию экономической деятельности, которая, совмещая теорию деятельности и рисков, приходит в соответствие с концепцией созидательного разрушения Шумпетера, превращая его в некое подобие практической теории.
Ключевые слова
Список литературы
1. Бальзак О. История величия и падения Цезаря Бирото // Собр. соч.: В 24 т. М.: Правда, 1960. Т. 12.
2. Бальзак О. Сельский врач // Собр. соч.: В 24 т. М.: Правда, 1960. Т. 17.
3. Бальзак О. Сельский священник // Собр. соч.: В 24 т. М.: Правда, 1960. Т. 17.
4. Бьюкенен Дж., Ванберг В. Рынок как созидательный процесс // Философия экономики: антология / Под ред. Дэниела Хаусмана. М.: Издательство Института Гайдара, 2012. С. 355–380.
5. Золя Э. Деньги // Собр. соч.: В 26 т. М.: Худ. лит., 1964. Т. 14.
6. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.
7. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии; Бастиа Ф. Экономические софизмы; Экономические гармонии. М.: Дело, 2000.
8. Шумпетер Й. История экономического анализа / Под ред. В. С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 1.
9. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
10. Baubeau P., Péraud A. Lectures romantiques de l’économie, lectures de l’économie romantique. Balzac et Sismondi // Récit romanesque et modèle économique, revue Romanesques. 2015. № 7. P. 183–210.
11. Boutillier S., Uzunidis D. Schumpeter, Marx et Walras. Entrepreneur et devenir du capitalisme // Revue Interventions économiques. 2012. № 46. P. 1–23.
12. Bréchet J.-P., Prouteau L. A la recherche de l’entrepreneur. Au-delà du modèle du choix rationnel: une fi e de l’agir projectif // Revue Française de SocioEconomie. 2010. T. 2. № 6. P. 109–130.
13. Bronk R. The Romantic economist. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
14. Buchanan J., Vanberg V. The market as a creative process // Economics and philosophy. 1991. Vol. 7. Iss. 2. P. 167–186.
15. Coriat B., Weinstein O. Les nouvelles théories de l’entreprise. P.: Le Livre de poche, 1995.
16. Hamon Ph. Préface de L’Argent // Zola E. L’Argent. P.: Libraire générale française, 1998.
17. Souvestre E. L’Homme et l’argent. P.: Charpentier, 1859.
18. Tounés A., Fayolle A. Odyssée d’un concept et les multiple fi es de l’entrepreneur // La Revue des Science de Gestion. 2006. № 220–221.
Рецензия
Для цитирования:
Перо А. Предприниматель в литературе: самобытность вымысла. Versus. 2022;2(1):123-144.
For citation:
Peraud A. The Entrepreneur in Literature: The Identity of Fiction. Versus. 2022;2(1):123-144. (In Russ.)