Preview

Versus

Расширенный поиск

«Jasper Mall» (2020): социальная антропология и эстетика умирающего молла

Аннотация

В статье торговый центр, находящийся в состоянии упадка, рассматривается как социокультурное явление, а также в отношении интерпретации его образа в визуальных медиа. В качестве анализируемого материала читателю предлагается документальный фильм «Jasper Mall» (реж. Бредфорд Томасон, Бретт Уиткомб), вышедший в 2020 году. Авторы фильма заимствуют некоторые характерные черты снятых на видео любительских городских исследований, получивших распространение в интернете 2000-х годов, тем самым позволяя зрителю задуматься над вопросом репрезентации. С опорой на исторический контекст массового проектирования торговых центров в пригородах США прослеживаются особенности психогеографии как функционирующего, так и умирающего молла. Если действующий торговый центр представляет собой псевдоколлективное пространство, которое скорее усугубляет взаимную изоляцию покупателей, чем преодолевает ее, то с умирающим моллом дело обстоит иначе. Многослойное и противоречивое переживание, которое человек испытывает внутри умирающего торгового центра, становится почвой для поддержания социальных связей. Кроме того, это переживание получает осмысление не только в кино или любительских видео, но и в музыке и визуальной культуре. В связи с этим исследуются готические мотивы в эстетике умирающего молла, а также взаимное влияние субкультур, сформировавшихся вокруг городских исследований, с одной стороны, и поджанров электронной музыки (vaporwave, mallsoft) — с другой. В заключении статьи делается ряд наблюдений и предположений о социальном и эмоциональном воздействии образа торгового центра на потребителя в культурном контексте США, а также о его трансформации в ближайшем будущем.

Об авторе

А. Тарасова
Маастрихтский университет (MU)
Нидерланды

Анна Тарасова
Нидерланды



Список литературы

1. Бергер Дж. Искусство видеть. СПб.: Клаудберри, 2012.

2. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 1999.

3. Al S. All Under One Roof: How Malls and Cities are Becoming Undistinguishable // The Guardian. 16.03.2017. URL: https://www.theguardian.com/cities/2017/mar/16/malls-cities-become-one-and-same.

4. Baldauf A. Consumed? The Heritage and Legacy of Victor Gruen // Gruen V. Shopping Town: Designing the City in Suburban America. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2017. P. 265‒288.

5. Bell D. Inside America’s Dead Shopping Malls // YouTube: TED. 10.04.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AYzA2uyd9_s/.

6. Devnul. A Deep Dive into Dead Malls // YouTube. 13.09.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mJXzyttUkvI.

7. Hardwick J. Mall Maker: Victor Gruen, Architect of an American Dream. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2015.

8. Tanner G. Babbling Corpse: Vaporwave and the Commodification of Ghosts. Hampshire: John Hunt Publishing, 2016.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасова А. «Jasper Mall» (2020): социальная антропология и эстетика умирающего молла. Versus. 2023;3(5):209-222.

For citation:


Tarasova A. “Jasper Mall” (2020): Socio-Anthropology and Aesthetics of the Declining Mall. Versus. 2023;3(5):209-222. (In Russ.)

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)