Preview

Versus

Расширенный поиск

За державу (не) обидно. Советский ресайклинг творчества Василия Верещагина

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-217-237

Аннотация

В статье рассмотрены два типа советского ресайклинга творчества Василия Верещагина. Один, открытый, рациональный и сторонний, осуществляется в искусствоведческих текстах, публикациях документов, выступлениях партийных лидеров. По этим источникам мы можем судить о том, как постепенно складывался советский культ Верещагина. Другой тип ресайклинга, художественный, в значительной степени автоматический или генетический, безотчетный или скрытый, дает о себе знать, например, в знаменитом истерне «Белое солнце пустыни». В статье показано, почему Верещагин стал одной из самых важных и самых трудных фигур для советской ревалоризации и апроприации русского искусства XIX века. Верещагин был едва ли не единственным принципиальным реалистом среди русских художников своего поколения. Он опубликовал статью «Реализм», которую можно назвать манифестом реализма. Но именно в этом тексте он ярче всего выразил свое неприятие социализма, хотя в художественной культуре XIX века реализм возник в согласии с левыми политическими идеями. Поэтому включение Верещагина в советский пантеон реализма не могло обойтись без некоторой фальсификации его воззрений. Неоднозначно дело обстояло и с другим ключевым аспектом творчества Верещагина, с его успешной службой имперским, военным и внешнеполитическим интересам Российского государства, поддерживающего художника организационно и финансово. С одной стороны, в советскую эпоху не могла приветствоваться преданность государству, которое было монархией. Но, с другой стороны, само государственническое сознание Верещагина импонировало его советским апологетам.

Об авторе

М. Чернышева
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Россия

Мария Чернышева - Факультет свободных искусств и наук 



Список литературы

1. В.В. Верещагин. Путеводитель по выставке/Сост. А.С. Резников. Киев: [б. и.], 1941.

2. Верещагин В.В. Реализм//Повести. Очерки. Воспоминания. М.: Советская Россия, 1990. С. 193–207.

3. Герасимов А.М. За социалистический реализм. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1952.

4. Гройс Б.Е. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993.

5. Жданов А.А. Вступительная речь и выступление на Совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) в январе 1948 г. М.: Госполитиздат, 1952.

6. Лебедев А.К. В.В. Верещагин. М.; Л.: Искусство, 1939.

7. Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. 1842–1904. М.: Искусство, 1958.

8. Левченко Я.С. Жанр как поле возможностей: случай вестерна в СССР//Случайность и непредсказуемость в истории культуры: Материалы Вторых Лотмановских дней в Таллинском университете/Ред.-сост. И. Пильщиков. Таллин: TLU, 2013. С. 407–431.

9. Мастера искусства об искусстве: Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 4 т. Т. 4/Под ред. А. Федорова-Давыдова. М.; Л.: ИЗОГИЗ, 1937.

10. Переписка И.С. Тургенева: В 2 т. Т. 2/Сост. и коммент. В. Баскакова и др.; вступ. ст. Н. Никитиной. М.: Художественная литература, 1986.

11. Соловьева С.В. Был ли В.В. Верещагин военным агентом? Отношения художника и военного ведомства (по материалам российских архивов)//Иван Айвазовский. Взгляд из XXI века; Василий Верещагин: больше чем художник: Материалы научных конференций/Под ред. Г. Чурак и др. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019. С. 195–222.

12. Тихомиров А.Н. Василий Васильевич Верещагин. М.; Л.: Искусство, 1942.

13. Фриче В.М. Очерки социальной истории искусства. М.: Новая Москва, 1923.

14. Чернышева М. Василий Верещагин и Жан-Леон Жером//Василий Верещагин/Отв. ред. Т. Карпова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2018. С. 30–39.

15. Чернышева М.А. Новый взгляд на феномен реализма: о фотографическом проекте художника Верещагина и генерала Кауфмана//Ab Imperio. 2015. № 4. C. 379–413.

16. Chernysheva M. «The Russian Gérôme»? Vereshchagin as a Painter of Turkestan//RIHA Journal. 2014. July-September. https://journals.ub.uni-heidelberg.de/index.php/rihajournal/article/view/69952.

17. Païni D. Painting the Moment Just Afterward, or, Gérôme as Film-maker//The Spectacular Art of Jean-Léon Gérôme: 1824–1904/L. des Cars еt al. (еds). P.: SKIRA, 2010. P. 333–340.

18. Valkenier E. Russian Realist Art. The State and Society: The Peredvizhniki and Their Tradition. N.Y.: Columbia University Press, 1989


Рецензия

Для цитирования:


Чернышева М. За державу (не) обидно. Советский ресайклинг творчества Василия Верещагина. Versus. 2023;3(4):217-237. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-217-237

For citation:


Chernysheva M. I (Don’t) Feel Ashamed for the Great State. Soviet Reception of Vasily Vereshchagin. Versus. 2023;3(4):217-237. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-217-237

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)