Preview

Versus

Расширенный поиск

«Титаник» как культовый фильм: демаскулинизация академических дискурсов вокруг культового кинематографа в XXI веке

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-100-127

Аннотация

В XXI веке в число культовых фильмов стало включаться все больше кинокартин, рассчитанных на женскую аудиторию. Среди них «Грязные танцы» («Dirty Dancing», реж. Эмиль Ардолино, 1987), «Титаник» («Titanic», реж. Джеймс Кэмерон, 1997), «Дрянные девчонки» («Mean Girls», реж. Марк Уотерс, 2004), «Сумерки» («Twilight», реж. Кэтрин Хардвик, 2008), «Пятьдесят оттенков серого» («Fifty Shadesof Grey», реж. Сэм Тейлор-Джонсон, 2015) и другие. С одной стороны, это связано с тем, что потребление культовых фильмов и процессы, в ходе которых они обретают культовый статус, претерпели изменения в развитии технологий. Отмечая произошедшую благодаря распространению интернета «мейнстримизацию» культового кино, можно говорить не только о широкой доступности уже выпущенных культовых фильмов, но и о включении в их число все более широкого спектра картин, в том числе коммерчески успешных, выходящих за рамки традиционно «мужских» жанров и во многом ориентированных на женскую аудиторию. С другой стороны, дискурсивная природа понятия «культовое кино» позволяет говорить о том, что возникшая на рубеже XX и XXI веков академическая критика маскулинности культового кинематографа также оказала существенное влияние на включение рассчитанных на женщин фильмов в число культовых. В частности, значительную роль сыграли тексты исследовательниц Джасинды Рид и Джоан Холлоус, изданные в сборнике 2003 года «Определяя культовые фильмы: культурная политика оппозиционных вкусов». Цель статьи — проследить, каким образом демаскулинизация стала заметной тенденцией как в академической рецепции культового кино, так и в современных практиках потребления культовых фильмов.

Об авторе

Н. Синеокая
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Россия

Наталья Синеокая 

Москва 



Список литературы

1. Маттийс Э. Культовое кино и сексуальное насилие//Логос. 2012. № 6. С. 157–179.

2. Павлов А. Расскажите вашим детям: Сто двадцать три опыта о культовом кинематографе. 3-е изд. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.

3. Самутина Н. Культовое кино: даже зритель имеет право на свободу//Логос. 2002. № 5–6. С. 1–9.

4. Свечков Д. «Зубастики»: как создавался один из главных комедийных хорроров 80-х//DTF. 26.10.2018. URL: https://dtf.ru/cinema/30030-zubastiki-kaksozdavalsya-odin-iz-glavnyh-komediynyh-horrorov-80-h.

5. Связи/Титаник//Кинопоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/2213/other.

6. Хантер И. К. Бивер Лас-Вегас! Слово фаната в защиту «Шоугелз»//Логос. 2014. № 5. С. 79–95.

7. Эко У. «Касабланка», или Воскрешение богов//Киноведческие записки. 2000. № 45. С. 53–56.

8. Adamson W.L. Futurism, Mass Culture, and Women: The Reshaping of the Artistic Vocation, 1909–1920//Modernism/Modernity. 1997. Vol. 4. № 1. P. 89–114.

9. Austin-Smith B. Cult Cinema and Gender//The Routledge Companion to Cult Cinema/E. Mathijs, J. Sexton (eds). Milton Park: Routledge, 2019. P. 143–151.

10. Berman J. The Streaming Void: Has the Era of the Cult Film Come to an End?//The Baffler. 2018. № 38. P. 92–101.

11. Chibnall S. Double Exposures: Observations on the Flesh and Blood Show//Trash Aesthetics: Popular Culture and Its Audience/D. Cartmell et al. (eds). L.: Pluto Press, 1997. P. 84–102.

12. Collins A. et al. What Makes a Blockbuster? Economic Analysis of Film Success in the United Kingdom//Managerial and Decision Economics. 2002. № 6. P. 343–354.

13. Cult Cinema: A Critical Symposium//Cineaste. 2008. № 1. P. 43–50.

14. Cult Film Stardom: Offbeat Attractions and Processes of Cultification/K. Egan, S. Thomas (eds). L.: Palgrave Macmillan, 2012.

15. Cult Television/S. Gwenllian-Jones, R.E. Pearson (eds). Minneapolis: University of Minnesota Press, 2004.

16. Egan K. Precious Footage of the Auteur at Work: Framing, Accessing, Using, and Cultifying Vivian Kubrick’s Making the Shining//New Review of Film and Television Studies. 2015. № 1. P. 63–82.

17. Frith S. The Cultural Study of Popular Music//Cultural Studies/L. Grossberg et al. (eds). Milton Park: Routledge, 1992. P. 174–182.

18. Geraghty L. Living With “Star Trek”: Utopia, Community, Self-Improvement and the “Star Trek” Universe. PhD diss. Nottingham: University of Nottingham, 2005.

19. Hawkins J. Cutting Edge: Art-Horror and the Horrific Avant-Garde. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000.

20. Herbert D. Videoland: Movie Culture at the American Video Store. Oakland: University of California Press, 2014.

21. Hills M. Cult Movies With and Without Cult Stars: Differentiating Discourses of Stardom//Cult Film Stardom: Offbeat Attractions and Processes of Cultification/K. Egan, S. Thomas (eds). L.: Palgrave Macmillan, 2012. P. 21–36.

22. Hills M. Fan Cultures. Milton Park: Routledge, 2002.

23. Hills M. Transcultural Otaku: Japanese Representations of Fandom and Representations of Japan in Anime/Manga Fan Cultures//Media in Transition. 2002. № 2. P. 10–12.

24. Hills M., Sexton J. Cult Cinema and Technological Change//New Review of Film and Television Studies. 2015. № 1. P. 1–11.

25. Hollows J. The Masculinity of Cult//Defining Cult Movies: The Cultural Politics of Oppositional Taste/M. Jancovich et al. (eds). Manchester: Manchester University Press, 2003. P. 35–53.

26. Hunter I. British Trash Cinema. L.: Bloomsbury Publishing, 2017.

27. Hunter I.Q. Cult Film as a Guide to Life: Fandom, Adaptation, and Identity. N.Y.: Bloomsbury Academic, 2016.

28. Jenkins H. et al. Spreadable Media. N.Y.: New York University Press, 2013.

29. Jensen J. Fandom as Pathology: The Consequences of Characterization//The Adoring Audience: Fan Culture and Popular Media/L.A. Lewis (ed.). Milton Park: Routledge, 1992. P. 9–29.

30. Kawin B. After Midnight//The Cult Film Experience: Beyond All Reason/J.P. Telotte (ed.). Texas: University of Texas Press, 1991. P. 18–25.

31. Kimmel M.S. The Contemporary “Crisis” of Masculinity in Historical Perspective//The Making of Masculinities/H. Brod (ed.). Milton Park: Routledge, 2018. P. 121–153.

32. Klinger B. Becoming Cult: The Big Lebowski, Replay Culture and Male Fans//Screen. 2010. № 1. P. 1–20.

33. Klinger B. Beyond the Multiplex: Cinema, New Technologies, and the Home. Oakland: University of California Press, 2006.

34. Krämer P. Women First: “Titanic” (1997), Action-Adventure Films and Hollywood’s Female Audience//Historical Journal of Film, Radio and Television. 1998. № 4. P. 599–618.

35. Lemon J. Popular Culture and the “Crisis of Masculinity”//Communicare: Journal for Communication Sciences in Southern Africa. 1992. № 2. P. 5–20.

36. Martin A.P. What’s Cult Got to Do With It? In Defense of Cinephile Elitism//Cineaste. 2008. № 34. P. 39–42.

37. Mathijs E., Mendik X. 100 Cult Films. L.: British Film Institute, 2011.

38. Mathijs E., Mendik X. Editorial Introduction: What is Cult Film?//The Cult Film Reader/E. Mathijs, X. Mendik (eds). Berkshire: Open University Press, 2008. P. 1–12.

39. Mathijs E., Sexton J. Cult Cinema: An Introduction. Malden: John Wiley & Sons, 2011.

40. Moulton C. Midnight Movies//The Routledge Companion to Cult Cinema/E. Mathijs, J. Sexton (eds). Milton Park: Routledge, 2019. P. 203–214.

41. Nash M., Lahti M. Almost Ashamed to Say I Am One of Those Girls: Titanic, Leonardo Di Caprio, and the Paradoxes of Girls’ Fandom//Titanic: Anatomy of a Blockbuster/K.S. Sandler, G. Studlar (eds). New Brunswick: Rutgers University Press, 1999. P. 64–88.

42. Pinkowitz J.M. “The Rabid Fans That Take [Twilight] Much Too Seriously”: The Construction and Rejection of Excess in Twilight Antifandom//Transformative Works and Cultures. 2011. № 7. P. 1–17.

43. Potamkin H.A. Film Cults//The Cult Film Reader/E. Mathijs, X. Mendik (eds). Berkshire: Open University Press, 2008. P. 25–28.

44. Read J. The Cult of Masculinity: From Fan-Boys to Academic Bad-Boys//Defining Cult Movies: The Cultural Politics of Oppositional Taste/M. Jancovich et al. (eds). Manchester: Manchester University Press, 2003. P. 54–70.

45. Roche D. Exploiting Exploitation Cinema: An Introduction//Transatlantica. Revue d’études américaines. American Studies Journal. 2015. № 2. P. 1–2.

46. Sarı M. Not a Film, but an Object: Emotional Politics of Appreciating Badfilm//Ekphrasis. Images, Cinema, Theory, Media. 2021. № 1. P. 70–85.

47. Sconce J. ‘Trashing’ the Academy: Taste, Excess, and an Emerging Politics of Cinematic Style//Screen. 1995. № 4. P. 371–393.

48. Shiel M. Why Call Them “Cult Movies”? American Independent Filmmaking and the Counterculture in the 1960s//Scope: Online Film Studies Journal. 2003. № 8. URL: https://www.nottingham.ac.uk/scope/documents/2003/may-2003/shiel.pdf.

49. Thornton S. Club Cultures: Music, Media, and Subcultural Capital. Cambridge: Polity Press, 1995.


Рецензия

Для цитирования:


Синеокая Н. «Титаник» как культовый фильм: демаскулинизация академических дискурсов вокруг культового кинематографа в XXI веке. Versus. 2023;3(4):100-127. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-100-127

For citation:


Sineokaya N. “Titanic” as a Cult Film: Demasculinization of Academic Discourses Surrounding on Cult Cinema in the 21st Century. Versus. 2023;3(4):100-127. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-100-127

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)