Preview

Versus

Расширенный поиск

Цифровой капитализм и экономика фандома. Случай хоррор-франшизы «Восставший из ада»

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-77-99

Аннотация

Некоторые исследователи называют современную эпоху «эрой франшиз», отдельное и важное место в которой занимают проекты в жанре хоррор. Ежегодно студии, как крупные, так и независимые, анонсируют новые ленты, а также ребуты, спин-оффы и ремейки культовых серий фильмов. В частности, в 2022 году на платформе Hulu состоялся перезапуск франшизы «Восставший из ада», основанной на повести Клайва Баркера 1986 года. Ее экранизация вы[1]шла в свет в 1987 году, получив кассовый успех и положительные отзывы аудитории. Со временем исследователи признали фильм культовым. Подобная репутация сложилась во многом за счет популярности образов, созданных Баркером, среди субкультурной аудитории. Чаще всего исследователи рассуждают о франшизе с киноведческих, культурологических и философских позиций. Основная задача данной статьи — на примере «Восставшего из ада» показать, как цифровой капитализм трансформирует опыт взаимодействия фандома с предметом своего интереса и как фандом оказывается захвачен проявлениями цифрового капитализма. Мы обратимся к феномену бесплатного труда, а также к концепциям надзорного и коммуникативного капитализма, таким образом предложив критический анализ франшизации хоррора.

Об авторе

В. Шпоть

Россия

Василиса Шпоть - Независимый исследователь

 Москва 



Список литературы

1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. М.: Медиум; Ювента, 1997.

2. Большакова А.С. Специфика репрезентации феномена мазохизма в современном кинематографе//The Scientific Heritage. 2022. № 84. С. 29–35.

3. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. М.: Издательство Института Гайдара, 2018.

4. Дин Д. Коммуникативный капитализм: от несогласия к разделению//Communications. Media. Design. 2017. Т. 2. № 3. С. 152–165.

5. Ентус Н. Слияние WarnerMedia и Discovery — детали сделки и значение для будущего компаний // DTF. 11.04.2022. URL: https://dtf.ru/cinema/1155797-sliyanie-warnermedia-i-discovery-detali-sdelki-i-znachenie-dlya-budushchego-kompaniy.

6. Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти. М.: Издательство Института Гайдара, 2022.

7. Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа. М.: Издательский дом ВШЭ, 2017.

8. Павлов А.В. Расскажите вашим детям. Сто двадцать три опыта о культовом кинематографе. 3-е изд. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.

9. Павлов А.В. Постпостмодернизм: Как социальная и культурная теории объясняют наше время. 2-е изд. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021.

10. Павлов А.В. Постхоррор?//Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 2. С. 294–313.

11. Павлов А.В. Эпоха франшизации ужаса//Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. Т. 4. № 1. С. 171–183.

12. Шпоть В.В. Коммуникативный капитализм Джоди Дин: Эволюция одной социальной теории//Социология власти. 2021. Т. 33. № 1. С. 222–239.

13. Adams M.R. Clive Barker’s Hellraiser//The Palgrave Handbook of Contemporary Gothic/C. Bloom (ed.). Cham: Palgrave Macmillan, 2020. P. 431–445.

14. Allmer P. “Breaking the Surface of the Real”: The Discourse of Commodity Capitalism in Clive Barker’s Hellraiser Narratives//Space, Haunting, Discourse/ M. Holmgren Troy, E. Wennö (eds). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2008. P. 14–24.

15. Badley L. Writing Horror and the Body. Westport: Greenwood, 1996.

16. Bingyu Ch. Fans Capital in Contemporary Business: From the Perspective of Relational Capital to Understand Fandom//Proceedings of the International Conference “Internet and Modern Society” (June 24–26, 2021), St. Petersburg, Russia/R.V. Bolgov et al. (eds). Cham: CEUR-ws, 2021. P. 212–218.

17. CentralScowl. Do Hellraiser Fans Really Like Hellraiser?//Reddit. 09.07.2023. URL: https://www.reddit.com/r/hellraiser/comments/14v10a2/do_hellraiser_fans_really_like_hellraiser.

18. Clive on Hellraiser II: Hellbound//Clive Barker Revelations. URL: https://www.clivebarker.info/hellraiser2.html.

19. Cowan D.E. Religion and Cinema Horror//Understanding Religion and Popular Culture/T.R. Clark, D.W. Clanton Jr. (eds). L.; N.Y.: Routledge, 2012. P. 56–71.

20. Dean J. Blog Theory: Feedback and Capture in the Circuits of Drive. Cambridge; Malden: Polity Press, 2010.

21. Dean J. Communist Horizon. L.; N.Y.: Verso, 2012.

22. Dean J. Publicity’s Secret: How Technoculture Capitalizes on Democracy. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2002.

23. Franchise Era: Managing Media in the Digital Economy/F.J. Fleury et al. (eds). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2019

24. Freeland C.A. Naked and the Undead: Evil and the Appeal of Horror. Boulder: Westview Press, 2000.

25. Fuchs C. Critical Theory of Communication: New Readings of Lukács, Adorno, Marcuse, Honneth and Habermas in the Age of the Internet. L.: University of Westminster Press, 2016.

26. Fuchs C. Digital Capitalism: Media, Communication and Society. Vol. 3. L.; N.Y.: Routledge, 2021.

27. Garcia T. ‘Scoob!: Holiday Haunt’ Producer Reveals Score Being Recorded After Film’s Axing: ‘Already Paid for the Stage and Musicians’ // Variety. 07.08.2022. URL: https://variety.com/2022/film/news/scoob-holiday-haunt-hbo-max-canceled-original-score-1235335568.

28. Głowala Z. Freaks or Flesh and Mind: (De)generation in the Works of Clive Barker//Basic Categories of Fantastic Literature Revisited/A. Wicher et al. (eds). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2014.

29. Hellraiser//IMDb. URL: https://www.imdb.com/title/tt0093177.

30. Hellraiser (1987)//Box Office Mojo. URL: https://www.boxofficemojo.com/title/tt0093177/?ref_=bo_se_r_2.

31. Horror Franchise Cinema/M. McKenna, W. Proctor (eds). L.; N.Y.: Routledge, 2022.

32. InformalPlumber. Is the Hellraiser Franchise That Bad?//Reddit. 30.04.2023. URL: https://www.reddit.com/r/horror/comments/133iqxk/is_the_hellraiser_franchise_that_bad.

33. Jenkins H. Foreword//The Routledge Companion to Transmedia Studies/M. Freeman, R.R. Gambarato (eds). L.; N.Y.: Routledge, 2019. P. xxvi–xxx.

34. Lipsman A. et al. The Power of “Like”: How Brands Reach (and Influence) Fans Through Social-Media Marketing//Journal of Advertising Research. 2012. Vol. 52. № 1. P. 40–52.

35. Lodewick C. Why Did Warner Bros. Kill a $90 Million Batgirl Movie Starring Michael Keaton as Bruce Wayne? A Big Tax Write-Off Probably Isn’t the Only Reason//Yahoo Finance. 03.08.2022. URL: https://finance.yahoo.com/news/why-did-warner-bros-kill-202941101.html.

36. Longden O. The Direct to Video Death of Hellraiser//Warped Perspective. 03.01.2013. URL: https://warped-perspective.com/index.php/2013/01/03/the-direct-to-video-death-of-hellraiser.

37. MacCormack P. Cinesexuality. L.; N.Y., Routledge, 2008.

38. Mathijs E., Mendik X. 100 Cult Films. L.: British Film Institute, 2011.

39. Reyes X.A. Body Gothic. Corporeal Transgression in Contemporary Literature and Horror Film. Cardiff: University of Wales Press, 2014.

40. Sautman M. Domestic Bodies in Hell: The Significance of Gendered Embodiment in Clive Barker’s Hellraiser//Body Studies. 2020. Vol. 2. № 7. P. 66–78.

41. Sautman M. When Orientalism Raises Hell: Puzzling Through the Postcolonial Anxieties and Usages of Space in Clive Barker’s Hellraiser//The Spaces and Places of Horror/F. Pascuzzi, S. Waters (eds). Wilmington: Vernon Press, 2020. P. 75–91.

42. Schimkowitz M. After 30 Years of Secret Wars, Disney Lays Off Marvel Chairman Ike Perlmutter//The A.V. Club. 29.03.2023. URL: https://www.avclub.com/disney-fires-marvel-ceo-ike-perlmutter-1850279410.

43. Spence J. Labours of Love: Affect, Fan Labour, and the Monetization of Fandom. MA Thesis. University of Western Ontario, 2014.

44. Terranova T. Free Labor: Producing Culture for the Digital Economy//Social Text. 2000. Vol. 18. № 2. P. 33–58.

45. Thorne W. ‘Hellraiser’ Series in Development at HBO//Variety. 27.04.2020. URL: https://variety.com/2020/tv/news/hellraiser-series-hbo-1234591107.

46. Vary A.B., Lang B. Why Warner Bros. Killed ‘Batgirl’: Inside the Decision Not to Release the DC Movie//Variety. 02.08.2022. URL: https://variety.com/2022/film/news/batgirl-movie-why-not-releasing-warner-bros-1235332062.

47. Yin Y. “My Baby Should Feel No Wronged!”: Digital Fandoms and Emotional Capitalism in China//Global Media and China. 2021. Vol. 6. № 4. P. 460–475.


Рецензия

Для цитирования:


Шпоть В. Цифровой капитализм и экономика фандома. Случай хоррор-франшизы «Восставший из ада». Versus. 2023;3(4):77-99. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-77-99

For citation:


Shpot V. Digital Capitalism and the Economics of Fandom: The Case of “Hellraiser” Horror Franchise. Versus. 2023;3(4):77-99. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-77-99

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)