Поэтика и политика американского метакинематографа 1990-х годов
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-6-34
Аннотация
Зрителю свойственно принимать вымышленный мир фильма за реальный и испытывать эмоциональное погружение в диегезис. Этому эффекту противодействует метакинематограф, обличающий постановочность действия на экране. Если раньше метафильмы отождествлялись с частными случаями экспериментального кино, протестующего против традиционного, то начиная с 1990-х саморефлексивные приемы распространяются в Голливуде и изнутри исследуют собственные механизмы манипулирования зрителем. Почему именно в это время проявляется потребность популярной культуры в самоосмыслении и самокритике? В статье делается предположение, что причины этого лежат в социально-политических изменениях американской культуры, концептуализацию которых предлагает американский теоретик культуры Филип Уэгнер. Следуя его идее «позднего постмодернизма», популярная культура 1990-х годов характеризуется высвобождением «радикальной политической энергии», возникающей вследствие неопределенности исторического момента после завершения холодной войны. В такой парадигме рост популярности метакино — результат поиска стратегий борьбы с капиталистическим миропорядком. Посредством отстранения оно способствует критическому восприятию реальности и побуждает зрителей к политическому действию. В статье намечается история политических интерпретаций метакинематографа и анализируются черты поэтики «позднего постмодернизма» на примере кинематографических аллегорий, метафильмов Квентина Тарантино, Дэвида Линча, Спайка Джонза и Чарли Кауфмана, кинофраншизы «Крик», а также фильмов о киноиндустрии.
Об авторе
В. ПотаповаРоссия
Москва
Список литературы
1. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал. М.: Logos altera; Ессе homo, 2006.
2. Джеймисон Ф. Модернизм как идеология//Неприкосновенный запас. 2014. № 98 (6). С. 3–35.
3. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. М.: Издательство Института Гайдара, 2019.
4. Кувер Р. Конец книг//Pollen Fanzine. 2017. URL: https://pollen-press.ru/2017/07/24/the-end-of-books-pp24.
5. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф//Антология гендерной теории/Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 280‒296.
6. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994.
7. Павлов А. Постпостмодернизм: как социальная и культурная теории объясняют наше время. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019.
8. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2015.
9. Abel L. Metatheatre: A New View of Dramatic Form. N.Y.: Hill and Wang, 1963.
10. Ames C. Movies About the Movies: Hollywood Reflected. Lexington: The University Press of Kentucky, 1997.
11. Baudry J.L., Williams A. Ideological Effects of the Basic Cinematographic Apparatus//Film Quarterly. 1974. Vol. 28. № 2. P. 39–47.
12. Boillat A. Cinema as a Worldbuilding Machine in the Digital Era: Essay on Multiverse Films and TV Series. Bloomington: John Libbey Publishing, 2022.
13. Bordwell D. The Way Hollywood Tells It: Story and Style in Modern Movies. Berkeley: University of California Press, 2006.
14. Carter C. Metafilm: Materialist Rhetoric and Reflexive Cinema. Columbus: Ohio State University Press, 2018.
15. Chinita F. Metacinema as Authorial Enunciation: A Taxonomy of Hybrid Films//La Furia Umana. 2021. Vol. 41.
16. Cohan S. Hollywood by Hollywood: The Backstudio Picture and the Mystique of Making Movies. N.Y.: Oxford University Press, 2018.
17. Hall S. Cultural Identity and Cinematic Representation//The Journal of Cinema and Media. 1989. Vol. 36. P. 68‒81.
18. Hall S. Spectacle of the ‘Other’//Representation: Cultural Representations and Signifying Practices/S. Hall (ed.). L.: SAGE; Open University, 2003. P. 257‒258. hooks b. Reel to Real. Race, Sex and Class at the Movies. N.Y.; L.: Routledge, 2009.
19. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. N.Y.; L.: Routledge, 1988.
20. Hutcheon L. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox. Ontario: Wilfrid Laurier University Press, 2013.
21. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism. N.Y.; L.: Routledge, 2002.
22. Jackson K. Technology, Monstrosity, and Reproduction in Twenty-First Century Horror. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013.
23. Jagoe E.-L. Depersonalized Intimacy: The Cases of Sherry Turkle and Spike Jonze//ESC: English Studies in Canada. 2016. Vol. 42. № 1‒2. P. 155‒173.
24. Jameson F. Antinomies of Realism. L.: Verso, 2013.
25. Kavanagh T.M. Godard’s Revolution: The Politics of Meta-Cinema//Diacritics. 1973. Vol. 3. №2. P. 49–56.
26. Metacinema: The Form and Content of Filmic Reference and Reflexivity/D. LaRocca (ed.). N.Y.: Oxford University Press, 2021.
27. Metareference Across Discourses and Media: Theory and Case Studies/W. Wolf et al. (eds). Amsterdam: Rodopi, 2009.
28. Metz C. Impersonal Enunciation, or the Place of Film. Oxford: Oxford University Press, 2016
29. Nama A. Race on the QT: Blackness and the Films of Quentin Tarantino. Austin: University of Texas Press, 2015. P. 129–134.
30. Panek E. The Poet and the Detective: Defining the Psychological Puzzle Film//Film Criticism. 2006. Vol. 31. №1/2. P. 62‒88.
31. Perkins C. The Scre4m Trilogy//Film Trilogies: New Critical Approaches/C. Perkins, K. Verevis (eds). N.Y.: Palgrave Macmillan, 2012.
32. Roche D. Meta in Film and Television Series. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2022.
33. Roche D. Quentin Tarantino: Poetics and Politics of Cinematic Metafiction. Jackson: University Press of Mississippi, 2018.
34. Roche D. The Death of the Subject in David Lynch’s Lost Highway and Mulholland Drive//Revue d’etudes anglophones. 2004. Vol. 2. №2. URL: https://journals.openedition.org/erea/432.
35. Schlick Y. Metafiction. N.Y.; L.: Routledge, 2022.
36. Schneider S.J. Kevin Williamson and the Rise of the Neo-Stalker//Post Script. 2000. Vol. 19. №2. P. 73‒87.
37. Siska W.C. Metacinema: A Modern Necessity//Literature/Film Quarterly. 1979. Vol. 7. №4. P. 285‒289.
38. Stuckey G. Metacinema in Contemporary Chinese Film. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2018.
39. Toth J. Truth and Metafiction: Plasticity and Renewal in American Narrative. L.: Bloomsbury, 2020.
40. Vierling D.L. Bergman’s Persona: The Metaphysics of Meta-Cinema//Diacritics. 1974. Vol. 4. №2. P. 48–51.
41. Waugh P. Metafiction: The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction. N.Y.; L.: Routledge, 1984.
42. Wegner P. Life Between Two Deaths, 1989‒2001: U.S. Culture in the Long Nineties. Durham: Duke University Press, 2009.
43. Wilkins K. “You Can Be John Malkovich”: Celebrity, Absurdity, and Convention in Being John Malkovich//ReFocus: The Films of Spike Jonze/K. Wilkins, W. Moss-Wellington (eds). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2019.
44. Yacavone D. Reflexive Cinema: Rethinking Self-Awareness, Affect and Intermediality in the Moving Image. N.Y.: Oxford University Press (forthcoming)
Рецензия
Для цитирования:
Потапова В. Поэтика и политика американского метакинематографа 1990-х годов. Versus. 2023;3(4):6-34. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-6-34
For citation:
Potapova V. The Poetics and Politics of American Metacinema in the 1990s. Versus. 2023;3(4):6-34. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-6-34