Preview

Versus

Расширенный поиск

Ария Дивы Плавалагуны

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-133-159

Полный текст:

Аннотация

В оперном эпизоде фильма Люка Бессона «Пятый элемент» (1997) инопланетянка Дива Плавалагуна исполняет арию, в которой фрагмент Сцены безумия из III акта оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» сменяется вокализом, сочиненным Эриком Серра. В статье рассматривается связь вокализа с оперным номером и единая форма арии, созданная в результате соединения, казалось бы, несовместимых частей. Ария Дивы в сжатом и элементарном виде представляет собой la solita forma, традиционную форму итальянской арии первой половины XIX века. Несмотря на то что с опорой на эту форму написано большинство оперных номеров Россини, Беллини, Доницетти, — и сольных, и ансамблевых, — а также многие номера Верди вплоть до его зрелых опер, в том числе наиболее популярные арии, la solita forma нередко не воспринимается современным слушателем как единое целое. Ария Дивы, структура которой остроумно подчеркнута кинематографическим решением, предлагает визуализацию, урок слышания центральной для XIX века оперной формы. Помимо этого, в статье обсуждается оперная практика XIX и XX веков, бытование оперы, и в частности «Лючии ди Ламмермур», а также трансформация оперного произведения от исполнения к исполнению, равно как и от эпохи к эпохе. Включение вокализа в арию Дивы Плавалагуны рассматривается в контексте изменений, внесенных в Сцену безумия автором оперы и оперными дивами прошлых столетий.

Об авторе

О. Манулкина

Россия

Ольга Манулкина, независимый исследователь

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Дубов Н. Этот смутный объект звучания//Versus. 2022. Т. 2. № 6. С. 157–179.

2. Как это снято: «Пятый элемент»//Tvkinoradio.ru. 11.05.2017. URL: https://tvkinoradio.ru/article/article11009-kak-eto-snyato-pyatij-element.

3. Лаку-Лабарт Ф. Musica acta (Фигуры Вагнера). СПб.: Азбука, 1999.

4. Манулкина О. Поющий голос и восхищенный слушатель//Логос. 2022. Т. 32. № 5. С. 287–308.

5. Abbate C., Parker R. A History of Opera. N.Y.; L.: W.W. Norton & Company, 2012.

6. Ashbrook W. Lucia di Lammermoor//Grove Music Online. 2002. URL: https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/view/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-5000004252.

7. Balthazar S. The Forms of Set Pieces//The Cambridge Companion to Verdi/S.L. Balthazar (ed.). Cambridge; L.: Cambridge University Press, 2004. P. 49–68.

8. Budden J. The Operas of Verdi: in 3 vols. L.: Cassell, 1973. Vol. 1.

9. Clément C. Opera, or the Undoing of Women/Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 1988.

10. Gossett Ph. Divas and Scholars: Performing Italian Opera. Chicago, IL: The University of Chicago Press, 2006.

11. Gossett Ph. Verdi, Ghislanzoni, and “Aida”: The Uses of Convention//Critical Inquiry. 1974. Vol. 1. № 2. P. 291–334.

12. Grover-Friedlander M. Vocal Apparitions: The Attraction of Cinema to Opera. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2005.

13. Helmers R. “A Life for the Tsar” and Bel Canto Opera//Not Russian Enough? Nationalism and Cosmopolitanism in Nineteenth-Century Russian Opera. Sueolk;

14. Rochester: Boydell & Brewer; University of Rochester Press, 2014. P. 20–49.

15. Manulkina O. Il dolce suono: Glinka’s “Ruslan” Between Archaism and Modernity//Russia and Its Others: Transnational Musical Encounters/P. Fairclough et al. (еds). Bloomington, IN: Indiana University Press (forthcoming).

16. Melina E. A Note From the Guest Editor//The Opera Quarterly. 2010. Vol. 26. № 1. P. 1–3.

17. Poriss H. A Madwoman’s Choice: Aria Substitution in “Lucia di Lammermoor”//Cambridge Opera Journal. 2001. Vol. 13. № 1. P. 1–28.

18. Poriss H. Changing the Score: Arias, Prima Donnas, and the Authority of Performance. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2009.

19. Powers H. “La solita forma” and “The Uses of Convention”//Acta Musicologica. 1987. Vol. 59. № 1. P. 65–90.

20. Protano-Biggs L. Introduction//Cambridge Opera Journal. 2017. Vol. 29. № 1. P. 1‒4.

21. Pugliese R.M. The Origins of “Lucia di Lammermoor’s” Cadenza//Cambridge Opera Journal. 2004. Vol. 16. № 1. P. 23–42.

22. Taruskin R. The Oxford History of Western Music. Vol. 3: Nineteenth Century. Oxford: Oxford University Press, 2009.

23. The Online Guide to Donizetti’s Aria Il dolce suono (Mad Scene)//Opera inside. URL: https://opera-inside.com/il-dolce-suono-riso-the-mad-scene-from-theopera-lucia-di-lammermoor.

24. Till N. The Operatic Work: Texts, Performances, Receptions and Repertories//The Cambridge Companion to Opera Studies/N. Till (еd.) Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 225‒253.

25. Woodside M. Western Models for a Russian Opera: Glinka’s “Ruslan and Ludmilla”. PhD diss. Chicago, IL: University of Chicago, 1987.

26. Zavlunov D.M. I. Glinka’s “A Life for the Tsar” (1836): An Historical and Analytic Theoretical Study. PhD diss. Princeton University, 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Манулкина О. Ария Дивы Плавалагуны. Versus. 2022;2(6):133-159. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-133-159

For citation:


Manulkina O. Diva Plavalaguna’s Aria. Versus. 2022;2(6):133-159. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-133-159

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)