Preview

Versus

Расширенный поиск

Этот смутный объект звучания: метаморфозы композиторской партитуры в оперной индустрии

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-109-132

Полный текст:

Аннотация

В XX веке оперная партитура приобрела статус незыблемого и почти священного центра оперного спектакля. Битвы сторонников верности букве (традиционалистов) и верности духу (поклонников режиссерской оперы) до сих пор не утихают как в интернете, так и очных спорах. Однако клятвы в верности партитуре и обвинения в прегрешениях против нее показывают, что в живой театральной практике сохранить неприкосновенность партитуры почти невозможно. История оперы знает очень разные подходы к этому вопросу. С самого начала существования оперного искусства композитор был только частью процесса создания успешного театрального продукта, а не его центральной фигурой. С течением времени его положение менялось, и таким же образом менялось представление о ценности музыки в составе оперного спектакля. В XIX веке появление феномена репертуарного театра и консервация так называемого «оперного канона» — набора из 30–40 произведений, стабильно исполняемых во всех странах мира — превратило композитора в сакральную фигуру, а музыку — в священный объект любого оперного вечера. В действительности же индустрия камуфлировала свою тенденцию стандартизировать подход к оперной партитуре. Как в XVII веке, так и в XX столетии даже самые традиционалистские оперные театры сокращают длинноты, добавляют арии и переписывают композиторский текст.

Об авторе

Н. Дубов

Австрия

Никита Дубов, независимый исследователь

Вена
 



Список литературы

1. Галина Вишневская не хочет справлять юбилей в Большом театре//Российская газета. 07.09.2006. URL: https://rg.ru/2006/09/07/vishnevskaya.html.

2. Гофман Э.Т.А. Дон Жуан//Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1991. Т. 1. С. 82–93.

3. Гофман Э.Т.А. Инструментальная музыка Бетховена//Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1991. Т. 1. С. 57–65.

4. Стендаль. Жизнь Моцарта/Под ред. Ю.Б. Корнеева//Собр. соч.: В 15 т. М.: Правда, 1959. Т. 8. С. 160‒202. URL: http://henri-beyle.ru/books/item/f00/s00/z0000007/index.shtml.

5. Макарова А. Нет, все не то! Режиссерский театр в опере: верность произведению, верность зрителю//Versus. 2022. Т. 2. № 6. С. 143–156.

6. Манулкина О. Ария Дивы Плавалагуны//Versus. 2022. Т. 2. № 6. С. 180–206.

7. Римский-Корсаков Н.А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии//Полн. собр. соч.: В 50 т. Т. 14 (А). М.: Музгиз, 1962.

8. Чередниченко Т. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1989.

9. Abbate C., Parker R. A History of Opera: The Last Four Hundred Years. L.: Penguin Books, 2015.

10. Glixon B., Glixon J. Inventing the Business of Opera. The Impresario and His World in Seventeenth-Century Venice. N.NY.; Oxford: Oxford University Press, 2006.

11. Goehr L. Being True to the Work//The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1989. Vol. 47. № 1. P. 55‒67.

12. Mac Donald Н. The Abduction of Opera//City Journal. 30.07.2007. URL: https://www.city-journal.org/article/the-abduction-of-opera.

13. Salieri A. Falstaff AngS 94//Sächsische Landesbibliothek — Staats- und Universitätsbibliothek Dresden (SLUB). URL: https://katalog.slub-dresden.de/id/hnc-14-270001347.

14. Walter M. Oper. Geschichte einer Institution. Stuttgart: J.NB. Metzler, 2016.


Рецензия

Для цитирования:


Дубов Н. Этот смутный объект звучания: метаморфозы композиторской партитуры в оперной индустрии. Versus. 2022;2(6):109-132. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-109-132

For citation:


Dubov N. That Obscure Object that Sounds. Metamorphoses of the Composer’s Score in the Opera Industry. Versus. 2022;2(6):109-132. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-109-132

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)