Preview

Versus

Расширенный поиск

Нет, всё не то! Режиссерский театр в опере: верность произведению, верность зрителю

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-95-108

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена возникновению и развитию феномена интерпретативной режиссуры в оперном театре. Опера как часть индустрии, как часть современного оперного бизнеса — живет по театральным законам, и оперный театр во многом структурно сходен с драматическим. Автор исследует исторические корни режиссерского театра применительно к опере, обязательное взаимодействие театра и общества, ситуации комфортного и дискомфортного существования зрителя. В статье обозначается несколько возможных истоков оперной режиссуры, каждый из которых задает собственную траекторию ее будущего развития. На протяжении этой истории различные режиссерские традиции, обладающие специфической генеалогией и восходящие к различным социокультурным контекстам, переплетаются и конфликтуют друг с другом, вступая в напряженный и содержательный разговор между собой. Актуальность интерпретативной режиссуры представляется читателю в разных аспектах. Проблемы оперного театра показаны через рассуждения о различных путях развития режиссуры и индустрии. Помимо этого, проанализированы культурные различия бытования режиссерского театра в зависимости от запросов государства, общества и ранее существовавшей театральной традиции. Статья предлагает обзор основных течений и галерею важнейших персоналий в истории режиссерского театра в опере. В заключительной части статьи автор делает прогноз на будущее. Режиссерский театр родился как проект, призванный изменить общество через деэлитизацию самого элитарного и вместе с тем самого человеческого из искусств — оперы. Возможно, что его возрождение будет связано с очередным обновлением общества и организующего его социо-политического порядка.

Об авторе

А. Макарова

Россия

Ая Макарова, независимый исследователь

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Макарова А. Театр возвышенного. Оперный режиссер Мартин Кушей. М.: Аграф, 2017.

2. Мортье Ж. Драматургия страсти. СПб.: Международный Дягилевский фестиваль, 2016.

3. Музыкальный театр в меняющемся обществе//Проза.ру: литературный портал. 27.08.2011. URL: https://www.proza.ru/2011/08/27/854.

4. Пискатор Э. От искусства к политике//Agitclub.ru. URL: http://www.agitclub.ru/museum/agitart/heartf/piscator.htm.

5. Покровский Б.А. Режиссура оперного спектакля. М.: РАТИ—ГИТИС, 2016.

6. Целяйн К. Штутгарт—Тель-Авив/Беседовал М. Рейдер//Московский музыкальный вестник. 09.05.2000. URL: http://www.mmv.ru/interview/09-05-2000_reider.htm.


Рецензия

Для цитирования:


Макарова А. Нет, всё не то! Режиссерский театр в опере: верность произведению, верность зрителю. Versus. 2022;2(6):95-108. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-95-108

For citation:


Makarova A. No, It’s All Wrong! Director’s Theatre in Opera: Fidelity to the Work, Fidelity to the Audience. Versus. 2022;2(6):95-108. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-95-108

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)