Preview

Versus

Расширенный поиск

«Чудесные превращения» и «незатейливые фокусы»: спектакли тетралогии «Кольцо нибелунга» в зрелищной культуре российских столиц начала ХХ века

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-61-94

Полный текст:

Аннотация

В подавляющем большинстве случаев исследовательское внимание при анализе феномена вагнерианства оказывается сфокусировано на значимых деятелях Серебряного века, представителях художественной и интеллектуальной элиты. Это вполне объяснимо — их рецепция Вагнера гораздо лучше документирована в сравнении с другими контингентами аудитории и, кроме того, внесла реальный вклад в культуру своего времени, вылившись в ощутимый творческий результат. Между тем думается, что подобные ракурсы, при всей их ценности, не охватывают полностью проблему российского вагнерианства и представляют ее несколько односторонне. Вопреки сложившейся традиции исследовать данный эффект на примере выдающихся интеллектуалов и деятелей искусства, в настоящей работе ставится вопрос о том, какую роль в распространении вагнерианства играли рецепции, свойственные массовой аудитории. Материалом исследования послужили постановки тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» труппами Императорских театров в 1900–1914 годах, вызвавшие большой общественный резонанс. В статье реконструируется парадигма восприятия этих представлений широкой публикой на основе рецензий в массовой печати этих лет, а также воспоминаний очевидцев и участников постановок. По итогам проведенного анализа делается вывод о том, что в данный период спектакли тетралогии во многом оценивались аудиторией в контексте культуры массовых зрелищ и развлекательных аттракционов, переживавшей в России бурный расцвет в начале ХХ века.

Об авторе

Т. Букина
Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой (АРБ им. А.Я. Вагановой)
Россия

 Татьяна Букина

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн. Т. 1. М.: Наука, 1980.

2. Биркан Р. Теория искусства Р. Вагнера и русская культура конца XIX — начала ХХ века//Рихард Вагнер и судьба его творческого наследия. СПб.: Ut, 1998. С. 91‒101.

3. Букина Т.В. «Высокая классика» в бытовом пространстве культуры: технологии адаптации (вагнеровская традиция в Петербурге рубежа XIX–ХХ веков) // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 183‒215.

4. Букреева О.Г. Культурно-просветительная деятельность Попечительства о народной трезвости в России в конце XIX — начале ХХ века//Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 4(15). С. 79‒84.

5. Вагнер Р. (Биография). «Тангейзер» (Состязание певцов в Вартбурге). Опера в 3-х д. Муз. Р. Вагнера (краткое либретто). Харьков: Тип. М. Дрейшуле и сыновья, 1914.

6. Вагнер Р. Валькирия. 1-й день из трилогии «Кольцо нибелунга». Сочинение Р. Вагнера. Переложение для 1-го ф/п Клейнмихеля с русским и немецким текстами. СПб.: Музыкальный магазин «Северная лира», 1911.

7. Вагнер Р. Гибель богов. 3-й день из трилогии «Кольцо нибелунга». Сочинение Р. Вагнера. Переложение для 1-го ф/п Клейнмихеля с русским и немецким текстами. СПб.: Музыкальный магазин «Северная лира», 1911.

8. Вагнер Р. Зигфрид. 2-й день из трилогии «Кольцо нибелунга». Сочинение Р. Вагнера. Переложение для 1-го ф/п Клейнмихеля с русским и немецким текстами/СПб.: Музыкальный магазин «Северная лира», 1912.

9. Вагнер Р. Золото Рейна. Вступление к трилогии «Кольцо нибелунга». Сочинение Р. Вагнера. Переложение для 1-го ф/п Клейнмихеля с русским и немецким текстами. СПб.: Музыкальный магазин «Северная лира», 1913.

10. Вагнер Р. Мелодии из оперы «Тангейзер». Переложение для духового оркестра. Партитура. СПб.: б.и., 1905.

11. Вагнер Р. Хор за прялками из оперы «Моряк-скиталец» («Ну жужжи, вертись скорее») для 3-голосного женского хора с ф/п//Пять хоров/Сост. К. Альбрехт. Т. 1. М.: б.и., 1877. С. 34‒39.

12. Вагнер Р. Хор за прялками из оперы «Моряк-скиталец» («Ну жужжи, вертись скорее») для 3-голосного хора без сопровождения//Дзбановский А. Школьное пение. Вып. 6. М.: Юргенсон, 1900. С. 32‒33.

13. Вагнер Р. Хор младших странников «Боже вечный» из оперы «Тангейзер». Музыка Р. Вагнера. Приспособил для женских голосов с ф/п С. Гилев. Партитура//Гилев С. Сборник оперных хоров. Вып. 3. М.: Юргенсон, 1896. С. 16‒18.

14. Вагнер Р. Хор посланников мира «Песнь мира, мира песнь» из оперы «Риенци». Музыка Р. Вагнера. Приспособлено для женских голосов (с ф/п). Партитура//Гилев С. Сборник оперных хоров. Вып. 3. М.: Юргенсон, 1896. С. 8‒10.

15. Вальтер В.Г. Общедоступное пособие для слушателей музыкальной драмы Р. Вагнера «Кольцо нибелунга». Три вечера («Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») и пролог («Золото Рейна»). С 93 нотными примерами (лейтмотивами). М.: Юргенсон, 1896.

16. Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре. Л.: Academia, 1928.

17. Вл. Д. Москва. Большой театр. Вагнеровские итоги//Музыка. 1913. № 128. С. 329.

18. Волощенко А.Ю. Тетралогия «Кольцо нибелунга» в контексте русской вагнерианы: диалог интерпретаций начала ХХ — начала XXI веков. Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.1И. Глинки, 2006.

19. Воспоминания о Б.В. Асафьеве. Л.: Музыка, 1974.

20. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994.

21. Дирекция Императорских театров. Афиши театральных представлений в городе Петербурге. Русский, немецкий языки//РГИА. Ф. 497. Оп. 15.

22. Добужинский М.В. Воспоминания. М.: Наука, 1987.

23. Дурылин С.Н. Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства. М.: Мусагет, 1913.

24. Жеребин А.И. Зачинатель и «завершители». Идея синтеза искусств и ее русские критики//Вопросы литературы. 2009. № 4. С. 5‒23.

25. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России. 1900‒1910 годы. М.: Наука, 1976.

26. Зоркая Н.М. Новая общественная и культурная ситуация на рубеже XIX‒ХХ веков. Проблемы демократизации искусства в эпоху массовых социальных движений//Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины ХХ века. М.: Искусство, 1983. С. 71‒96.

27. Зусева-Озкан В.Б. «И поднимет щит девица…»: дева-воительница в лирике А. Блока//Новый филологический вестник. 2019. № 2(49). С. 160‒176.

28. Кичева Е.А. Цивилизация перед судом оперы: «Парсифаль» и «Сказание о невидимом граде Китеже» как ответ на духовный вызов эпохи//Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4. С. 121‒128.

29. Конечный А.М. Раек в системе петербургской народной культуры//Русский фольклор. Вып. XXV. М.: Издательство АН СССР, 1989. С. 123‒138.

30. Корзухин И.А. Драма-мистерия Р. Вагнера «Парсифаль» на сцене Аудитории им. принца А.1Л. Ольденбургского при народном доме. СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1913.

31. Корсукова К.Р. Режиссерские методы В.1Э. Мейерхольда в Императорском театре//Инновационная наука. 2018. № 5. С. 154‒155.

32. Криницын А.Б. Тема рыцарства в лирике А. Блока в ее связи с творчеством Р. Вагнера//Рихард Вагнер в России. Tübingen: s.n., 2001. С. 201‒216.

33. Кюи Ц.А. Кольцо нибелунгов. Трилогия Рихарда Вагнера. Музыкально-критический очерк Ц.А. Кюи (извлечение из фельетонов, печатавшихся в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1876 г.). М.: Юргенсон, 1909.

34. Ларош Г.А. «Нибелунгов перстень». Наблюдения и заметки//Избр. статьи. Вып. 3. Опера и оперный театр. Л.: Музыка, 1976. С. 204‒207.

35. Ларош Г.А. Русские и западные газеты о Байрейте и «Нибелунгах»//Избр. статьи. Вып. 3. Опера и оперный театр. С. 207‒216.

36. Лейферт А.В. Балаганы. Пг.: Издание Еженедельника петроградских гос. академ. театров, 1922.

37. Линченко И.А. Зигфрид. Одесса: Тип. «Одесских новостей», 1911.

38. Липаев И.В. Вагнериана. Спутник опер и музыкальных драм Р. Вагнера. М.: Тип. К.Л. Меньшова, 1904.

39. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.

40. Малкиель М.Г. Рихард Вагнер и его оперы на сцене Императорской Русской оперы (Мариинского театра) в Санкт-Петербурге. СПб.: Бионт, 1996.

41. Оссовский А. «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера//Музыкально-критические статьи (1894‒1912). Л.: Музыка, 1971.

42. Пащенко М.В. Сюжет для мистерии: Парсифаль — Китеж — Золотой Петушок (историческая поэтика оперы в канун модерна). М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.

43. Пащенко М.В. «Филология музыки» Вячеслава Иванова (к проблеме «русский» Вагнер и «русский» Ницше)//Вестник культурологии. 2019. № 1(88). С. 161‒186.

44. Порфирьева А.Л. Блок и Вагнер//Россия — Европа. Контакты музыкальных культур. СПб.: РИИИ, 1994. С. 186‒220.

45. Порфирьева А.Л. Драматургия Вяч. Иванова (Русская символическая трагедия и мифологический театр Вагнера)//Проблемы музыкального романтизма: Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИТМИК, 1987. С. 31‒58.

46. Пчелина О.В. «Искусство и революция»: от Рихарда Вагнера до Дмитрия Мережковского//Дискуссия. 2013. № 5‒6 (35‒36). С. 36‒40.

47. Рихтер К. Вагнер и Скрябин — два творца Gesamtkunstwerk’а своей эпохи//Рихард Вагнер и Россия. СПб.: Издательство РГПУ им. А.1И. Герцена, 2001. С. 109‒125.

48. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике//Избранное. Т. 1. М.: Книга, 1975. С. 35‒104.

49. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001.

50. Сариева Е.А. Кафешантан Шарля Омона//Развлекательная культура России XVIII‒ХIХ веков. Очерки истории и теории. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 356‒357.

51. Сариева Е.А. Развлечения в старой Москве: очерки истории (60‒80-е годы XIX века). М.: ГИИ, 2013.

52. Свириденко С.А. Вагнеровские типы трилогии «Кольцо нибелунга» и артисты Петербургской оперы. СПб.: Тип. А. Бенке, 1908.

53. Свириденко С. Мариинский театр. Вагнеровский сезон 1912–1913//Русская музыкальная газета. 1913. № 18‒19. С. 474‒477.

54. Свиридова С.А. «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера. Общедоступный очерк [и либретто]. СПб.; М.: В. Бессель и К0, 1914.

55. Свифт Э. Развлекательная культура городских рабочих конца XIX —начала ХХ века//Развлекательная культура России XVIII–ХIХ веков. Очерки истории и теории. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 300‒315.

56. Серов А.Н. Статьи о музыке. Вып. 6. 1863‒66. М.: Музыка, 1990.

57. Скорина Е.Г. Н.А. Римский-Корсаков между Беллини и Вагнером//Образ «Италии златой» в художественных картинах мира (к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина). Тезисы докладов межвузовской науч. конференции. Петрозаводск: ПетрГУ, 1999. С. 20‒22.

58. Солостюк Т. Традиция перевода оперного либретто Р. Вагнера в русской художественной культуре 80-х годов XIX — 10-х годов ХХ века (к проблеме «русского Вагнера»)//Рихард Вагнер и Россия. СПб.: Издательство РГПУ им. А.1И. Герцена, 2001. С. 126‒136.

59. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве//Собр. соч.: В 9 т. Т. 1. М.: Искусство, 1988.

60. Станиславский М.В. Вагнер в России. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1910.

61. Струве А.Ф. Р. Вагнер (по поводу столетия со дня его рождения)//Свирель Пана. 1913. № 1. С. 13.

62. Теляковский В.А. Воспоминания. 1898‒1917. М.; Л.: Искусство, 1965.

63. Уварова Е.Д. Вокзалы, сады, парки1//1Развлекательная культура России XVIII–ХIХ веков. Очерки истории и теории. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 337‒340.

64. Уварова Е.Д. Как развлекались в российских столицах. СПб.: Алетейя, 2004.

65. Фанталов А.Н. Сценические образы Вагнера и архитектурный декор Санкт-Петербурга//Рихард Вагнер и Россия. СПб.: Издательство РПГУ им. А.1И. Герцена, 2001. С. 137‒145.

66. Фефелова А.Г. Миф и ритуал в либретто оперных циклов Р. Вагнера и Н. Римского-Корсакова//Вестник Пермского университета. 2012. Вып. 1(17). С. 173‒179.

67. Фрадкина Э. Зал Дворянского собрания: Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга: Очерки. СПб.: Композитор, 1994.

68. Хроника. Санкт-Петербург. Мариинский театр. «Зигфрид»//Русская музыкальная газета. 1902. № 6. С. 177.

69. Черкашина М.Р. Немецкий мастер как учитель Прокофьева//Музыкальная академия. 1994. № 3. С. 140‒141.

70. Щепалина Е.А. Концепция мифотворческого искусства в писательском наследии С.Н. Дурылина//Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 2. С. 59‒62.

71. Bartlett R. Wagner and Russia. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

72. Strasfogel J. A Radical Vision//Opera news. 30.01.1982. P. 9‒11.


Рецензия

Для цитирования:


Букина Т. «Чудесные превращения» и «незатейливые фокусы»: спектакли тетралогии «Кольцо нибелунга» в зрелищной культуре российских столиц начала ХХ века. Versus. 2022;2(6):61-94. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-61-94

For citation:


Bukina T. “Miraculous Metamorphoses” and “Simple-Minded Tricks”. Performances of the “Ring” by Richard Wagner in Entertainment Culture of Russian Capitals of the Early XX Century. Versus. 2022;2(6):61-94. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-61-94

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)