Preview

Versus

Расширенный поиск

В диалоге с Пушкиным. От Чайковского к Стравинскому и «Похождениям повесы»

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-41-60

Полный текст:

Аннотация

В рамках общепринятой аналитической парадигмы русская опера рассматривается, прежде всего, как «сценическая адаптация» классической литературы. Но за этой исследовательской историей во многом стоит лишь тот факт, что значительное число русских опер действительно основано на литературных первоисточниках. Свою роль в ее авторитетности сыграл и вклад ученых-филологов, исследовавших данный предмет наравне со специалистами по истории музыки. Однако подобный логоцентричный подход не учитывает традицию, в рамках которой либретто создается путем куда более сложного взаимодействия между большим количеством причастных к этому лиц, а связи литературного первоисточника с его оперной адаптацией ослаблены. В этом плане опера Глинки «Руслан и Людмила» воплощает именно этот подход: ее либретто — не просто версия поэмы Пушкина, а результат работы нескольких человек. «Похождения повесы» Игоря Стравинского на либретто Уистена Хью Одена и Честера Коллмана представляет собой произведение, которое окончательно порывает с логоцентричной моделью, опровергая подход критиков и исследователей к рассмотрению русской оперы как «сценической адаптации» литературы. В данном случае либреттист окончательно становится полноправным соавтором оперного произведения. Разумеется, «Похождения повесы» не являются русской оперой в строгом смысле. Тем не менее эта опера обусловлена происхождением, воспитанием и образованием Стравинского и до некоторой степени является «переводной». В частности, опера «Похождения повесы» вступает в интертекстуальный диалог с «Пиковой дамой» Чайковского.

Об авторе

Ф. Р. Буллок
Оксфордский университет (UO)
Великобритания

Филип Росс Буллок

Оксфорд



Список литературы

1. Бенуа А. Мои воспоминания. Т. 1. М.: Наука, 1980.

2. Копытова Г.В. В.Э. Мейерхольд «Пиковая дама». Замысел. Воплощение. Судьба. СПб.: Композитор, 1994.

3. Пушкин А. Пиковая дама//Полн. собр. соч.: В 16 т. М.: Издательство АН СССР, 1948. Т. 8. Кн. 1. С. 225–252.

4. Adorno T.W. Philosophy of New Music. L.: Sheed & Ward, 1973.

5. Bloom H. The Anxiety of Inauence: A Theory of Poetry. N.Y.: Oxford University Press, 1973.

6. Botstein L. The Enigmas of Richard Strauss: A Revisionist View//Richard Strauss and His World/B. Gilliam (ed.). Princeton, NJ: Princeton University Press, 1992. P. 3–32.

7. Bru S. Opera, Allegory, and Remembrance: The Certain Melody in Auden’s and Stravinsky’s The Rake’s Progress//Texas Studies in Literature and Language. 2013. Vol. 55. № 1. Р. 84–99.

8. Buckler J.A. The Literary Lorgnette: Attending Opera in Imperial Russia. Stanford, CA: Stanford University Press, 2000.

9. Carlson M.P. Opera Addict: The Rake’s Progress and W.H. Auden’s Operatic Theory//University of Toronto Quarterly. 2016. Vol. 85. № 1. Р. 69–93.

10. Carr M.A. The Faustian and Mephistophelian Worlds in Stravinsky’s The Rake’s Progress//The Oxford Handbook of Faust in Music/L. Fitzsimmons, Ch. McKnight (еds). N.Y.: Oxford University Press, 2019. P. 337–360.

11. Carter C. The Last Opera: “The Rake’s Progress” in the Life of Stravinsky and Sung Drama. Bloomington: Indiana University Press, 2019.

12. Chew G. Pastoral and Neoclassicism: A Reinterpretation of Auden’s and Stravinsky’s The Rake’s Progress//Cambridge Opera Journal. 1993. Vol. 5. № 3. Р. 239–263.

13. Emerson C. Boris Godunov: Transpositions of a Russian Theme. Bloomington: Indiana University Press, 1986.

14. Felz N. The Rake’s Progress: masque élisabéthain sous un loup vénetien//Revue de Musicologie. 1991. Vol. 77. № 1. Р. 59–80.

15. Frainier M. The Russian Opera Libretto as Preached and Practiced in the Nineteenth Century. PhD thesis. Oxford: University of Oxford, 2021.

16. Gasparov B. Five Operas and a Symphony: Word and Music in Russian Culture. New Haven, CT; L.: Yale University Press, 2005.

17. Gasparov B. Lost in a Symbolist City: Multiple Chronotopes in Chaikovsky’s “The Queen of Spades”//Five Operas and a Symphony: Word and Music in Russian Culture. New Haven, CT; L.: Yale University Press, 2005. P. 132–161.

18. Hodge T.P. Susanin, Two Glinkas, and Ryleev: History-Making in “A Life for the Tsar”//Intersections and Transpositions: Russian Music, Literature, Society/A. Wachtel (еd.) Evanston, IL: Northwestern University Press, 1998. Р. 3–19.

19. Klimovitsky A. Tchaikovsky and the Russian “Silver Age”//Tchaikovsky and His World/L. Kearney (еd.) Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998. P. 319–330.

20. Morrison S. Syncretism: Rimsky-Korsakov and Belsky//Russian Opera and the Symbolist Movement. 2nd ed. Oakland, CA: University of California Press, 2019. Р. 79–130.

21. Morrison S. Tchaikovsky at the Edge//Russian Opera and the Symbolist Movement. 2nd ed. Oakland, CA: University of California Press, 2019. P. 25–70.

22. Pushkin A. Eugene Onegin: A Novel in Verse. N.Y.: Bollingen Foundation, 1964.

23. Schnittke A. On Staging Tchaikovsky’s The Queen of Spades//A Schnittke Reader/A. Ivashkin (еd.). Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2002. Р. 53–55.

24. Stravinsky I., Crac R. Conversations with Igor Stravinsky. L.: Faber and Faber, 1958.

25. Stravinsky I., Crac R. Dialogues and a Diary. N.Y.: Doubleday, 1963.

26. Stravinsky I., Crac R. Expositions and Developments. N.Y.: Doubleday, 1962.

27. Stravinsky I., Crac R. Memories and Commentaries. L.: Faber and Faber, 1960.

28. Stravinsky I., Crac R. Themes and Episodes. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1966.

29. Taruskin R. The Rake’s Progress//Grove Music Online. URL: https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.O904281.

30. Weibe H. The Rake’s Progress as Opera Museum//Opera Quarterly. 2009. Vol. 25. № 1–2. Р. 6–27.


Рецензия

Для цитирования:


Буллок Ф.Р. В диалоге с Пушкиным. От Чайковского к Стравинскому и «Похождениям повесы». Versus. 2022;2(6):41-60. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-41-60

For citation:


Bullock P.R. Dialogues with Pushkin: From Tchaikovsky to Stravinsky and The Rake’s Progress. Versus. 2022;2(6):41-60. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-41-60

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)