Автобиографическая правда или фигура умолчания? Казус Римского-Корсакова
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-20-40
Аннотация
Образ «национального композитора» Николая Римского-Корсакова сформирован в русской музыкальной историографии стараниями музыковеда Бориса Асафьева и под влиянием автобиографического нарратива, в том числе корсаковской «Летописи моей музыкальной жизни». Притом рефлексия композитора о своем творчестве тщательно отбиралась и купировалась в идеологическом климате СССР. В итоге Римский-Корсаков до сих пор выглядит во многом национальной музыкальной диковиной, находящейся вне европейской музыкальной традиции. Изыскания на территории умолчаний и купюр открывают в композиторе пытливого (и ревнивого) слушателя чужих музыкальных идей. Обладая выраженным реминисцентным слухом, Римский-Корсаков регулярно воспроизводил в своей музыке, и прежде всего в операх, услышанное у многих — очень разных — европейских композиторов, в том числе у Рихарда Вагнера, Фридерика Шопена, Гаэтано Доницетти, Эдуарда Лало, Юхана Свенсена, Эдварда Грига. Таким образом, самодостаточная оригинальность Римского-Корсакова оказывается мистификацией.
В претензии Римского-Корсакова на правду о себе проявляется актуальный и доныне канон «сам композитор»: вера в истинность воли, намерений, слов композитора о самом себе и своем искусстве и, как следствие, химерическое равенство композитора автору.
Ключевые слова
Об авторе
М. МищенкоРоссия
Михаил Мищенко
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Асафьев Б.В. Гений русской музыки//Избр. труды. Т. III. М.: Издательство АН СССР, 1954. С. 225‒228.
2. Асафьев Б.В. Из книги «Русская музыка от начала XIX столетия». [О Римском-Корсакове]//Избр. труды. Т. III. М.: Издательство АН СССР, 1954. С. 297‒302.
3. Асафьев Б.В. Н.А. Римский-Корсаков (1844‒1908 гг.)//Избр. труды. Т. III. М.: Издательство АН СССР, 1954. С. 235‒242.
4. Асафьев Б.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. 1844‒1944//Избр. труды. Т. III. М.: Издательство АН СССР, 1954. С. 171‒224.
5. Асафьев Б.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков (К столетию со дня рождения)//Избр. труды. Т. III. М.: Издательство АН СССР, 1954. С. 229‒234.
6. Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: В 2 т. Т. 2. Л.: Музгиз, 1960.
7. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха/Под ред. Б.В. Асафьева. М.: ОГИЗ; Музгиз, 1931.
8. Письма Бетховена. 1787‒1811. М.: Музыка, 1970.
9. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. СПб.: Тип. Глазунова, 1909.
10. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Ереван: Айастан, 1988.
11. Ястребцев В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания. Т. 1. Л.: Музгиз, 1959.
12. Ястребцев В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания. Т. 2. Л.: Музгиз, 1960.
Рецензия
Для цитирования:
Мищенко М. Автобиографическая правда или фигура умолчания? Казус Римского-Корсакова. Versus. 2022;2(6):20-40. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-20-40
For citation:
Mishchenko M. Autobiographical Truth or a Figure of Paralipsis? The Rimsky-Korsakov Case. Versus. 2022;2(6):20-40. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2022-2-6-20-40