Героиня, мстительница, мать: женский образ вампира в американском кинематографе XXI века
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-196-216
Аннотация
Способы репрезентации женщины в популярной культуре являются прямым отражением истории развития феминистского движения, ведь кино — это особое пространство, где отображаются и драматизируются изменения в сексуальной политике со времен Второй мировой войны. Вампирша — это, в первую очередь, женщина, которая несет в себе смертельную опасность для человека, а иногда и другой нежити. На протяжении всей истории развития вампиров в кинематографе женщина-вампир нарушала нормы женственности, таким образом обличая угнетение женщин доминирующей патриархальной идеологией. Цель статьи —найти и описать общие тенденции репрезентации женского образа вампира в американском кинематографе XXI века. Если в XX веке фигура вампирши в большинстве случаев была связана с ролями второго плана, то в начале XXI века им стало уделяться намного больше экранного времени. Развитие четвертой волны феминистского движения и переосмысление достижений третьей волны, расширение возможностей реализации женщины в киноиндустрии в качестве режиссера и сценариста, становление женской готики и другие факторы не могли не повлиять на весь вампирский киножанр в целом и репрезентацию женщин-вампиров в частности. В статье рассмотрены наиболее яркие образы вампирш в американском кинематографе XXI века. Репрезентации вампирш исследованы в рамках женской готики, (не)соответствия традиционным гендерным ролям и монструозно-фемининной образности — эстетической формы воплощения бунта против ценностей патриархальной системы.
Ключевые слова
Об авторе
С. БеньяминоваРоссия
Софья Беньяминова
Москва
Список литературы
1. Amador V. Dracula’s Postfeminist Daughters in the Twenty-First Century//Dracula’s Daughters. The Female Vampire on Film/D. Brode, L. Deyneka (eds). Plymouth: Scarecrow Press, 2014. P. 285–298.
2. Arnold S. Maternal Horror Film. Melodrama and Motherhood. L.: Palgrave Macmillan, 2013.
3. Auerbach N. Our Vampires, Ourselves. Chicago: University of Chicago Press, 1997.
4. Bacon S. The Breast Bites Back: How the Projected “Bad” Object of the Female Vampire Achieves Autonomy in L. Wiseman’s Underworld Evolution//Illuminating the Dark Side: Evil, Women and the Feminine/A. Ruthven, G. Mádlo (eds). Oxford: Inter-Disciplinary Press, 2010. P. 93–101.
5. Brode D. Introduction: “Lamia and Lilith LIVE!” (or at Least Are Undead)//Dracula’s Daughters. The Female Vampire on Film/D. Brode, L. Deyneka (eds). Plymouth: Scarecrow Press, 2014. P. 1–20.
6. Creed B. Return of the Monstrous-Feminine. Feminist New Wave Cinema. N.Y.: Routledge, 2022.
7. Creed B. The Monstrous-Feminine: Film, Feminism, Psychoanalysis. N.Y.: Routledge, 1993.
8. Fhlainn S.N. Postmodern Vampires: Film, Fiction and Popular Culture. L.: Palgrave Macmillan, 2019.
9. Gilbert S., Gubar S. The Madwoman in the Attic: The Woman Writer and the Nineteenth-Century Literary Imagination. New Heaven: Yale University Press, 1979.
10. Harrington E. Women, Monstrosity and Horror Film. Gynaehorror. N.Y.: Routledge, 2018.
11. Hudson D. Vampires, Race, and Transnational Hollywoods. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2017.
12. Limpár I. Masculinity, Visibility, and the Vampire Literary Tradition in What We Do in the Shadows//Journal of the Fantastic in the Arts. 2018. Vol. 29. № 2. P. 266–288.
13. McNair B. Striptease Culture. Sex, Media and the Democratization of Desire. L.: Routledge, 2002.
14. Melton J.G. The Vampire Book. The Encyclopedia of the Undead. Detroit: Visible Ink Press, 2011.
15. Myers A.E. Edward Cullen and Bella Swan: Byronic and Feminist Heroes… or Not//Twilight and Philosophy. Vampires, Vegetarians, and the Pursuit of Immortality/R. Housel, J.J. Wisnewski (eds). Hoboken: John Wiley & Sons, 2009. P. 147–162.
16. Onofre C.A., Chambost C. Furies and Female Empowerment: The Sword and the Pen in Byzantium (Neil Jordan, 2012) and Crimson Peak (Guillermo del Toro, 2015)//Women Who Kill. Gender and Sexuality in Film and Series of the Post-Feminist Era/C. Maury, D. Roche (eds). L.: Bloomsbury, 2020. P. 261–278.
17. Santos С. Unbecoming Female. Monsters Witches, Vampires, and Virgins. Lanham: Lexington Books, 2017.
18. Schubart R. Mastering Fear. Women, Emotions, and Contemporary Horror. N.Y.: Bloomsbury, 2018.
19. The Cambridge Companion to Gothic Fiction/J.E. Hogle (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2012.
20. Wallace D. Introduction: Defining the Female Gothic//The Female Gothic. New Directions/D. Wallace, A. Smith (eds). L.: Palgrave Macmillan, 2009. P. 1–12.
21. Weinstock J. The Vampire Film: Undead Cinema. N.Y.: Columbia University Press, 2012.
22. Wisker G. Contemporary Women’s Gothic Fiction. Carnival, Hauntings and Vampire Kisses. L.: Palgrave Macmillan, 2016.
23. Wisker G. Postfeminist Gothic//Twenty-First-Century Gothic: An Edinburgh Companion/X.A. Reyes, M. Wester (eds). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2019. P. 47–59.
Рецензия
Для цитирования:
Беньяминова С. Героиня, мстительница, мать: женский образ вампира в американском кинематографе XXI века. Versus. 2023;3(4):196-216. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-196-216
For citation:
Benyaminova S. Heroine, Avenger, Mother: The Female Vampire in 21st Century American Cinema. Versus. 2023;3(4):196-216. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-196-216