Preview

Versus

Расширенный поиск

Героиня, мстительница, мать: женский образ вампира в американском кинематографе XXI века

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-196-216

Аннотация

Способы репрезентации женщины в популярной культуре являются прямым отражением истории развития феминистского движения, ведь кино — это особое пространство, где отображаются и драматизируются изменения в сексуальной политике со времен Второй мировой войны. Вампирша — это, в первую очередь, женщина, которая несет в себе смертельную опасность для человека, а иногда и другой нежити. На протяжении всей истории развития вампиров в кинематографе женщина-вампир нарушала нормы женственности, таким образом обличая угнетение женщин доминирующей патриархальной идеологией. Цель статьи —найти и описать общие тенденции репрезентации женского образа вампира в американском кинематографе XXI века. Если в XX веке фигура вампирши в большинстве случаев была связана с ролями второго плана, то в начале XXI века им стало уделяться намного больше экранного времени. Развитие четвертой волны феминистского движения и переосмысление достижений третьей волны, расширение возможностей реализации женщины в киноиндустрии в качестве режиссера и сценариста, становление женской готики и другие факторы не могли не повлиять на весь вампирский киножанр в целом и репрезентацию женщин-вампиров в частности. В статье рассмотрены наиболее яркие образы вампирш в американском кинематографе XXI века. Репрезентации вампирш исследованы в рамках женской готики, (не)соответствия традиционным гендерным ролям и монструозно-фемининной образности — эстетической формы воплощения бунта против ценностей патриархальной системы.

Об авторе

С. Беньяминова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Россия

Софья Беньяминова

Москва



Список литературы

1. Amador V. Dracula’s Postfeminist Daughters in the Twenty-First Century//Dracula’s Daughters. The Female Vampire on Film/D. Brode, L. Deyneka (eds). Plymouth: Scarecrow Press, 2014. P. 285–298.

2. Arnold S. Maternal Horror Film. Melodrama and Motherhood. L.: Palgrave Macmillan, 2013.

3. Auerbach N. Our Vampires, Ourselves. Chicago: University of Chicago Press, 1997.

4. Bacon S. The Breast Bites Back: How the Projected “Bad” Object of the Female Vampire Achieves Autonomy in L. Wiseman’s Underworld Evolution//Illuminating the Dark Side: Evil, Women and the Feminine/A. Ruthven, G. Mádlo (eds). Oxford: Inter-Disciplinary Press, 2010. P. 93–101.

5. Brode D. Introduction: “Lamia and Lilith LIVE!” (or at Least Are Undead)//Dracula’s Daughters. The Female Vampire on Film/D. Brode, L. Deyneka (eds). Plymouth: Scarecrow Press, 2014. P. 1–20.

6. Creed B. Return of the Monstrous-Feminine. Feminist New Wave Cinema. N.Y.: Routledge, 2022.

7. Creed B. The Monstrous-Feminine: Film, Feminism, Psychoanalysis. N.Y.: Routledge, 1993.

8. Fhlainn S.N. Postmodern Vampires: Film, Fiction and Popular Culture. L.: Palgrave Macmillan, 2019.

9. Gilbert S., Gubar S. The Madwoman in the Attic: The Woman Writer and the Nineteenth-Century Literary Imagination. New Heaven: Yale University Press, 1979.

10. Harrington E. Women, Monstrosity and Horror Film. Gynaehorror. N.Y.: Routledge, 2018.

11. Hudson D. Vampires, Race, and Transnational Hollywoods. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2017.

12. Limpár I. Masculinity, Visibility, and the Vampire Literary Tradition in What We Do in the Shadows//Journal of the Fantastic in the Arts. 2018. Vol. 29. № 2. P. 266–288.

13. McNair B. Striptease Culture. Sex, Media and the Democratization of Desire. L.: Routledge, 2002.

14. Melton J.G. The Vampire Book. The Encyclopedia of the Undead. Detroit: Visible Ink Press, 2011.

15. Myers A.E. Edward Cullen and Bella Swan: Byronic and Feminist Heroes… or Not//Twilight and Philosophy. Vampires, Vegetarians, and the Pursuit of Immortality/R. Housel, J.J. Wisnewski (eds). Hoboken: John Wiley & Sons, 2009. P. 147–162.

16. Onofre C.A., Chambost C. Furies and Female Empowerment: The Sword and the Pen in Byzantium (Neil Jordan, 2012) and Crimson Peak (Guillermo del Toro, 2015)//Women Who Kill. Gender and Sexuality in Film and Series of the Post-Feminist Era/C. Maury, D. Roche (eds). L.: Bloomsbury, 2020. P. 261–278.

17. Santos С. Unbecoming Female. Monsters Witches, Vampires, and Virgins. Lanham: Lexington Books, 2017.

18. Schubart R. Mastering Fear. Women, Emotions, and Contemporary Horror. N.Y.: Bloomsbury, 2018.

19. The Cambridge Companion to Gothic Fiction/J.E. Hogle (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2012.

20. Wallace D. Introduction: Defining the Female Gothic//The Female Gothic. New Directions/D. Wallace, A. Smith (eds). L.: Palgrave Macmillan, 2009. P. 1–12.

21. Weinstock J. The Vampire Film: Undead Cinema. N.Y.: Columbia University Press, 2012.

22. Wisker G. Contemporary Women’s Gothic Fiction. Carnival, Hauntings and Vampire Kisses. L.: Palgrave Macmillan, 2016.

23. Wisker G. Postfeminist Gothic//Twenty-First-Century Gothic: An Edinburgh Companion/X.A. Reyes, M. Wester (eds). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2019. P. 47–59.


Рецензия

Для цитирования:


Беньяминова С. Героиня, мстительница, мать: женский образ вампира в американском кинематографе XXI века. Versus. 2023;3(4):196-216. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-196-216

For citation:


Benyaminova S. Heroine, Avenger, Mother: The Female Vampire in 21st Century American Cinema. Versus. 2023;3(4):196-216. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-196-216

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)