Preview

Versus

Расширенный поиск

От эротизации до постмодернизации: эволюция femme fatale в американском неонуаре

https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-169-195

Аннотация

Образ смертоносной женщины прослеживается через множество произведений искусства разных эпох. В кинематографе ее фигура появилась в немых фильмах в образах вамп и дивы, а затем воплотилась в соблазняющей и манипулирующей фигуре femme fatale (роковой женщине) нуара. Если в нуаре femme fatale довольно четко определена и ее черты узнаваемы от фильма к фильму, то в неонуаре образ перестает быть таким однозначным. Как можно определить образ роковой женщины в неонуарном кинематографе, является ли фигура femme fatale классическим элементом нуара, тропом, штампом, перешедшим в новую эпоху кино, или это переосмысленный элемент жанра, получивший принципиально новую интерпретацию в неонуаре и фундаментально отличающийся от нуарной предшественницы? Цель статьи заключается в том, чтобы охарактеризовать образ роковой женщины в неонуаре и выделить кинематографические конвенции femme fatale, позволяющие зрителю определить значение этой фигуры в неонуаре. Несмотря на ассоциацию с тайной и обманом, на фигуру роковой женщины в неонуаре возлагается ряд ожиданий. Ее образ широко понимается через сочетание манипулятивной сексуальной привлекательности и опасности, но в этих рамках существуют более сложные апелляции к понятиям власти, женственности и желания. Предпринимается попытка разделения классической femme fatale, конвенционально построенной на традициях нуара, чье изображение во многом основано на работе с памятью и ностальгией, и образа, переосмысленного кинематографом новой эпохи.

Об авторе

О. Шипачева
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)
Россия

Ольга Шипачева 

Москва 



Список литературы

1. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2014.

2. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. М.: Издательство Института Гайдара, 2019.

3. Жижек С. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». М.: Европа, 2011.

4. Макнейр Б. Стриптиз-культура: секс, медиа и демократизация желания. М.: ACT, 2008.

5. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф//Антология гендерной теории/Сост. Е. Гапова, А. Усанова. Мн: Пропилеи, 2000. С. 280–296.

6. Орозбаев К. Н. Стиль «Нуар» в классическом и современном искусствоведении//Вестник ВГИК. 2017. № 1 (31). С. 102–115.

7. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. М.: Эксмо, 2011.

8. Шредер П. Заметки о фильме нуар//Сеанс. 15.02.2011. URL: https://seance.ru/articles/noir-notes.

9. Bitomsky J. (Re)scripting Femininity with a Female Gaze — Female Gender Representation in Neo-Noir Script, the Lonely Drive. PhD diss. Melbourn: Victoria University, 2021.

10. Bould M. Film Noir: From Berlin to Sin City. N.Y.: Columbia University Press, 2005.

11. Bronfen E. Femme Fatale: Negotiations of Tragic Desire//New Literary History. 2004. Vol. 35. № 1. P. 103–116.

12. Dalle Vacche A. Diva: Defiance and Passion in Early Italian Cinema. Austin: University of Texas Press, 2008.

13. Damico J. Damico J. Film Noir: A Modest Proposal//Perspectives on Film Noir/R. Barton Palmer (ed.). N.Y.; L.: Prentice Hall International, 1996. P. 129–140.

14. Doane M.A. The Close-Up: Scale and Detail in the Cinema//Differences: A Journal of Feminist Cultural Studies. 2003. Vol. 14. № 3. P. 89–111.

15. Doane M.A. Femmes Fatales: Feminism, Film Theory, Psychoanalysis. L.: Routledge, 1991.

16. Duvillars P. She Kisses Him So He’ll Kill//Perspectives on Film Noir/R. Barton Palmer (ed.). N.Y.; L.: Prentice Hall International, 1996. P. 30–32.

17. Farrimond K. The Contemporary Femme Fatale: Gender, Genre and American Cinema. L.: Taylor & Francis, 2017.

18. Gill R. Culture and Subjectivity in Neoliberal and Postfeminist Times//Subjectivity. 2008. № 25.

19. Gledhill C. Klute 2: Feminism and Klute//Women in Film Noir/E.A. Kaplan (ed.). L.: British Film Institute, 1978. P. 112–128.

20. Grossman J. “Well, Aren’t We Ambitious”, or “You’ve Made up Your Mind I’m Guilty”: Reading Women as Wicked in American Film Noir//The Femme Fatale: Images, Histories, Contexts/H. Hanson, C. O’Rawe (eds). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010. P. 199–213.

21. Hillier J., Phillips A. 100 Film Noirs (Screen Guides). L.: British Film Institute, 2009.

22. Jacob L. The Wages of Sin: Censorship and the Fallen Woman Film, 1928–1942. Madison: University of Wisconsin Press, 1991.

23. Keesey D. Neo-Noir. L.: Oldcastle Books, 2010.

24. Keesey D. They Kill for Love: Defining the Erotic Thriller as a Film Genre // CineAction. 2001. Vol. 56. P. 44–53.

25. Lacan J. Jeunesse de Gide ou la lettre et le désir//Ecrits. P.: Le Seuil, 1966. Р. 739–764.

26. Lindop S. Postfeminism and the Fatale Figure in Neo-Noir Cinema. Luxembourg: Springer, 2015. P. 1–18.

27. Naremore J. More Than Night: Film Noir in its Contexts. Berkeley: University of California Press, 1998

28. Neale S. Genre and Hollywood. L.: Routledge, 2005.

29. Pollock G. Ecoutez la femme: Hear/Here Difference//The Femme Fatale: Images, Histories, Contexts/H. Hanson, C. O’Rawe (eds). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010. P. 9–32.

30. Ramirez J. Silent Divas: The Femmes Fatales of the Italian Cinema Muto//The Femme Fatale: Images, Histories, Contexts/H. Hanson, C. O’Rawe (eds). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010. P. 60–71.

31. Rich B.R. Dumb Lugs and Femmes Fatales//Sight and Sound. 1995. № 11. P. 6–11.

32. Salter L. Marxism and Media Studies: Key Concepts and Contemporary Trends, Mike Wayne//Historical Materialism. 2006. Vol. 14. № 2. P. 215–227.

33. Schrader P. Notes on Film Noir//Film Comment. 1972. Vol. 8. № 1. P. 8–13.

34. Stables K. The Postmodern Always Rings Twice: Constructing the Femme Fatale in 90s Cinema//Women in Film Noir: New Edition/E.A. Kaplan (ed.). L.: British Film Institute, 1998. P. 164–182.

35. Staiger J. Bad Women: Regulating Sexuality in Early American Cinema. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1995.

36. Stott R. The Fabrication of the Late-Victorian Femme Fatale: The Kiss of Death. L.: Palgrave Macmillan, 1992.

37. Vernet M. The Look at the Camera//Cinema Journal. 1989. Vol. 28. № 2. P. 48–63.

38. Williams L.R. Erotic Thriller in Contemporary Cinema. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2005.


Рецензия

Для цитирования:


Шипачева О. От эротизации до постмодернизации: эволюция femme fatale в американском неонуаре. Versus. 2023;3(4):169-195. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-169-195

For citation:


Shipacheva O. From Erotization to Postmodernization: Evolution of the Femme Fatale in American Neo-Noir. Versus. 2023;3(4):169-195. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-169-195

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3660 (Print)
ISSN 2782-3679 (Online)