Фолк-хоррор. Субжанр, изобретенный учеными
https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-58-76
Аннотация
Статья посвящена фолк-хоррору как субжанру хоррора. Автор показывает, что данный субжанр возник совсем недавно и может быть назван «изобретенной традицией». Хотя сам термин появился в 1970 году, популярен он стал сравнительно недавно. Первым, кто подробно описал фолкхоррор как субжанр хоррора, был британец Адам Сковелл, издавший книгу по этой теме в 2017 году. Сковелл «изобрел» канон субжанра, предложив идею «нечестивой троицы» (три британские картины конца 1960-х — начала 1970-х годов: «Главный охотник на ведьм» (1968), «Кровь на когтях сатаны» (1971) и «Плетеный человек» (1971)) и связав термин именно с британской традицией фильмов ужасов. Подход Сковелла был востребован, но впоследствии ученые не только оспорили его методологию, но и предложили вывести его концепцию за пределы Британии. Так родилась идея американской традиции фолк-хоррора, а затем и многие другие — тайская, индонезийская и проч., распространяя этот термин и на другие медиумы — музыку, мультфильмы, литературу и т. д. Автор статьи посвящает свое исследование академической рецепции фолк-хоррора, показывая, что этот субжанр крайне интересен именно ученым, которые, с одной стороны, предлагают ценные аналитические ходы для анализа эмпирического материала, а с другой — размывают конвенции субжанра, строго очерченные Сковеллом. Автор критически относится к некоторым попыткам ученых переописать субжанр, но вместе с тем полагает, что как фолк-хоррор могут быть описаны многие национальные традиции кино, в том числе российская. В качестве удачного примера приводится третий эпизод второго сезона сериала «Эпидемия».
Ключевые слова
Об авторе
А. ПавловРоссия
Александр Павлов
Москва
Список литературы
1. Ainslie M. Contemporary Thai Horror Film. A Monstrous Hybrid. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2024.
2. Ancuta K. Monsters in the Making: Phi Pop and Thai Folk Horror//Folk Horror: New Global Pathways/D. Keetley, R. Heholt (eds). Cardiff: University of Wales Press, 2023. P. 167–182.
3. Brodie I. “Wow, This Place is Spooky at Night!”: Suburban Ennui, Legend Quests and What Folk Horror Shares with Scooby-Doo//Folk Horror: New Global Pathways/D. Keetley, R. Heholt (eds). Cardiff: University of Wales Press, 2023. P. 75–90.
4. Church D. Post-Horror: Art, Genre and Cultural Elevation. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2021.
5. Cooper I. Witchfinder General. Leighton Buzzard, UK: Auteur Publishing, 2011.
6. Donnelly K., Bayman L. Folk Horror on Film: The Return of the British Repressed. Manchester: Manchester University Press, 2024.
7. Evans-Powell D. The Blood on Satan’s Claw. Leighton Buzzard, UK: Auteur Publishing, 2021.
8. Folk Horror Revival: Field Studies/A. Paciorek, K. Beem (eds). Durham: Wyrd Harvest Press, 2018.
9. Folk Horror: New Global Pathways/D. Keetley, R. Heholt (eds). Cardiff: University of Wales Press, 2023.
10. Future Folk Horror: Contemporary Anxieties and Possible Futures/S. Bacon (ed.). L.: Palgrave, 2023.
11. Grafius B. The Witch. Leighton Buzzard, UK: Auteur Publishing, 2020.
12. Grant B.K. 100 Horror Films. N.Y.: BFI; Bloomsbury Publishing, 2022. Р. 135–136.
13. Jones T. Folk Horror and the Globalgothic//The Edinburgh Companion to Globalgothic/R. Duncan (ed.). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2023. P. 309–321.
14. Keetley D. Defining Folk Horror//Revenant. 2019. № 5. Р. 1–31.
15. Keetley D., Tenga A. Plant Horror: Approaches to the Monstrous Vegetal in Fiction and Film. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan UK, 2016.
16. Koven M.J. Folk Horror and the Undead: Hereditary (Ari Aster, 2018)//The Undead in the 21st Century. A Companion/S. Bacon (ed.). Oxford: Peter Lang, 2022.
17. Koven M.J. The Futures for Folk Horror//The Evolution of Horror in the Twenty-First Century/S. Bacon (ed.). Lanham; Boulder; N.Y.; L.: Lexington Books, 2023. P. 245–258.
18. Monstrous Beings and Media Cultures: Folk Monsters, Im/materiality, Regionality/J. Balanzategui, A. Craven (eds). Amsterdam: Amsterdam University Press, 2023.
19. Murphy B.M. Folk Horror//Cambridge Companion to American Horror/S. Shapiro, M. Storey (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 2022. P. 139–153.
20. Murphy B.M. The Highway Horror Film. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan UK, 2014.
21. Murphy B.M. The Rural Gothic in American Popular Culture: Backwoods Horror and Terror in the Wilderness. Houndmills; Basingstoke; Hampshire: Palgrave Macmillan UK, 2013.
22. Scovell A. 10 Great Lesser-Known Folk Horror Films//British Film Institute. 24.10.2019. URL: https://www.bfi.org.uk/lists/10-great-lesser-known-folk-horror-films.
23. Scovell A. Folk Horror: Hours Dreadful and Things Strange. Liverpool: Auteur, 2017.
24. Shimabukuro K. The Mystery of the Woods: “Twin Peaks” and the Folkloric Forest//Cinema Journal. 2016. Vol. 55. № 3. P. 121–125.
25. Spadoni R. Midsommar: Thing Theory//Quarterly Review of Film and Video. 2020. Vol. 37. № 7. Р. 711–726.
26. The Routledge Companion to Folk Horror/R. Edgar, W. Johnson (eds). L.: Routledge, 2023.
27. Towlson J. Candyman. Leighton Buzzard, UK: Auteur Publishing, 2018.
28. Wiggins S.A. The Wicker Man. Leighton Buzzard, UK: Auteur Publishing, 2023.
29. Young C. Crazy Old Ladies: The Story of Hag Horror. Orlando: BearManor Media, 2022.
Рецензия
Для цитирования:
Павлов А. Фолк-хоррор. Субжанр, изобретенный учеными. Versus. 2023;3(4):58-76. https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-58-76
For citation:
Pavlov A. Folk Horror: A Subgenre Invented by Scholars. Versus. 2023;3(4):58-76. (In Russ.) https://doi.org/10.58186/2782-3660-2023-3-4-58-76